Такая уж нация

На модерации Отложенный

Национальный вопрос был у нас во дворе далеких 60-х всегда на слуху.

Первым делом, понятно, недобрым словом поминали евреев. Но доставалось и другим – армянам и вообще кавказцам, нашим зарубежным друзьям и недругам: американцам, китайцам (после конфликта на острове Даманский), неграм... И к каждому нерусскому, как водится, приклеивался ярлычок его нации. Впрочем, какой-то злобы в этих разговорах не было. Дело ограничивалось, как правило, смешками, анекдотами, уничижительными названиями… Это уж было непременно.

Участвовал в таких разговорах и дядя Юра, всегда поддатый, с красным лицом и тяжеловатым подбородком мужик средних лет. Но проявлял он себя всегда по-своему. Никогда никого не ругал, не обзывал, а в ответ на чье-то недовольство инородцами невозмутимо констатировал: «Такая уж нация…» Дескать, что ж тут поделаешь? 

В конце концов, мы, подрастающая смена нашего многонационального народа, стали и его со смехом так называть. Был дядя Юра, а стал «Такой нацией»...

А в детстве всё, как известно, впечатывается в мозги с особой силой.  И это дядиюрино выражение стало со временем и моим. Сначала я просто передразнивал его, а потом и сам начал с ухмылкой так комментировать всякие истории с участием нерусских. Больше того. Иной раз, чтобы унять свою злость на себя же по какому-либо поводу, включить самоиронию, тоже говорил: «Ну, что с тебя, дурня, взять?! – такая уж нация…»

Фраза вообще-то мудрая. Хочешь не хочешь, а все мы чада какой-нибудь нации, и так или иначе она в тебе вылезает, несмотря на все интеграции, ассимиляции... Кто-то этим гордится, тем более, если и гордиться-то больше нечем особо; кто-то, наоборот, старается не афишировать, скрывает; а кому-то это вообще по фигу. Но в любом случае от своей нации не уйти. Правда, хорошо бы еще знать и быть в этом уверенным – какая она у тебя? Ведь тот же дядя Юра, как я позже случайно выяснил, оказался не вполне русским, а (кто бы мог подумать!) голландцем по дедовской линии. Просто помалкивал об этом. Не хотел себе лишних проблем. Такая уж была жизнь.