Аральский Робинзон
На модерации
Отложенный
Сейчас Аральское море больше похоже на лужу, в которой и купаться не особо хочется. А еще полвека назад тут было развито судоходство, и бороздить аральские просторы мечтали многие любители парусного спорта.
В марте 1974-го на Аральское море приехал доцент Вильнюсского университета Паулюс Нормантас. Он хотел пересечь Арал на надувной парусной лодке. Паулюс имел хорошую подготовку, судно отличалось надежностью, Арал не так капризен, как Атлантика, поэтому путешествие обещало быть совсем лёгким.
Но Паулюса сгубило легкомыслие.
25 марта он проплывал мимо маленького каменистого островка и заметил там стаи кекликов (степных куропаток). К тому времени консервы путешественнику изрядно надоели, и он захотел похлебать супчика из дичи и сообразить шашлык. Из оружия у него был лишь арбалет для подводной охоты. Паулюс причалил к острову, второпях схватив лишь то, что нужно для перекуса: спички, нож, котелок из консервной банки, несколько картофелин с половиной буханки хлеба и еще какую-то мелочевку.
Настрелять дичь из арбалета не вышло, кеклики слишком малы и шустры, но путешественник долго не оставлял надежду полакомиться супом из куропатки, поэтому долго носился по острову.
Когда Паулюс совсем устал и решил вернуться на судно, его ждал неприятный сюрприз.
Парусник унесло в море. В охотничьем угаре путешественник забыл его привязать.
Парус ещё был виден на горизонте, Паулюс попытался догнать его вплавь, но аральская вода в марте не годится для купания. Так путешественник остался на берегу с одним котелком, да ещё и промокший до нитки.
Тут климат иной
Книжному Робинзону из романа Дефо очень повезло. Его выбросило на тропический остров, где было полно дичи и прочих бананов-ананасов, да ещё с затонувшего корабля удалось спасти кучу вещей.
На островке, где остался Паулюс, даже костер развести было проблемой. Редкие кустики саксаула надо было экономить. Сырой камыш горел плохо, но на шалаш он сгодился. Потом этот шалаш наш робинзон обмазал глиной и соорудил там простенькую печь. Коротать долгие ночи стало легче. В марте ночи на Арале очень холодные, а из одежды у путешественника была лишь лёгкая ветровка.
Первую неделю Паулюс надеялся, что мимо пройдёт какое-то судно. Скромные запасы продуктов кончились уже на третий день. Напуганные кеклики разлетелись, а у берега плескалась лишь мелкая рыбешка. Рыбу покрупнее нужно было стрелять на глубине, но путешественник не решался лезть в ледяную воду.
К счастью, на острове был родничок с пресной водой, а у Паулюса с собой оказалась целая пачка зеленого чая. Который на острове стал единственной радостью.
Отчаявшись ждать помощи. Паулюс решил выбираться с острова самостоятельно, на камышовом плоту.
Только для этого надо было дождаться лета, когда вода хоть немного потеплеет. Путешественник решил не терять время зря и стал тренироваться. Постепенно привыкал подолгу находиться в холодной воде, совершал пробежки по острову, учился задерживать дыхание на три минуты. Закаливание дало результат уже через пару недель. Путешественник мог заплывать далеко от берега, и его рацион пополнился шашлыком из крупных сазанов.
Прошу, пожалуйста, только плыви!
Паулюс надеялся уплыть с острова в середине июня. Но 9-го произошла неприятность. Уголек из костра перекинулся на камыш, и вся растительность на острове сгорела, а вместе с ней и значительная часть вещей путешественника. Оставаться на голом острове означало верную смерть.
Из остатков камыша аральский Робинзон соорудил подобие плота. На нём можно было лишь немного отдыхать во время заплыва. Температура в тот день не превышала 8 градусов.
К счастью, по пути встречались островки, где можно отоспаться и напиться воды. Хотя бы утренней росы с саксаула, если нет источника.
Через 9 дней такого заплыв Паулюс встретил лодку рыбаков, которые доставили его в ближайший посёлок. Всего с того момента, как путешественник остался на голом острове, прошло 55 дней. Проплыть на хлипком плотике ему пришлось около 200 километров.
Сейчас этот путь можно пройти в болотных сапогах. Настолько обмелел Арал.
Причиной экологической катастрофы долгое время было принято считать расход воды из рек Сырдарья и Амударья, но городище Арал-асар рисует совсем другую картину. Если на дне моря находился город, то 5 веков назад Арал пересыхал ещё сильнее.
То есть процесс обмеления - природный и вполне естественный. Сейчас вода в Арале прибывает, Каспий, напротив – мелеет. Так происходит несколько тысячелетий подряд.
Кто знает, может быть, через пару десятилетий обнажившееся дно Каспия откроет нам новые тайны.
Комментарии