Инвестиции в «зеленую энергетику» в 2023 году превысят вложения в ископаемые виды топлива.

На модерации Отложенный

По словам Фатиха Бироля, исполнительного директора МЭА, «существует растущий разрыв между инвестициями в ископаемые виды энергии и инвестициями в чистую энергию. Чистая энергия движется быстро — быстрее, чем многие думают. На каждый доллар, вложенный в ископаемое топливо, около 1,7 доллара сейчас идёт на чистую энергию».
 
Повторяется история со сланцевыми углеводородами. В середине нулевых годов американцы отработали технологию добычи сланцевой нефти и газа, но им было очень нужно резко поднять цены на нефть, чтобы пройти первый этап запуска сланцевой отрасли. Благословенный дождь, пролившийся на нефтяных производителей в нулевые годы, позволил американцам пройти самый сложный период становления отрасли, ускоренно провести ее укрупнение и банкротство слабых. После чего, как только сланцевая отрасль встала на ноги, американская экономика, которая всегда находится в балансе интересов производителей сырья и производителей индустриальной продукции, востребовала низкие цены на нефть, что и произошло после 2008 года. Но сланцевикам это было уже не смертельно, они успели заработать сверхприбыли, которые пустили на развитие технологий и решений, не растранжиривая их на сомнительные мероприятия галактического уровня или на примитивное разворовывание с перепрятыванием.
 
(Кстати, в скобках отмечу, что у нас даже сегодня полагают, что сланцевая отрасль - это про технологии добычи. И ошибаются. Сланцевая отрасль смогла состояться в США исключительно благодаря творчески переработанным идеям Василия Леонтьева о внутри- и меж-отраслевых балансах, на основе которых были созданы огромные конгломераты, в которых убыточные звенья компенсируют свои убытки за счет маржи от доходов других. Повторить этот опыт могут только очень развитые и диверсифицированные экономики. Даже Китай не вытягивает сланцевую отрасль так, как смогли это Штаты).
 
При чем тут «зеленая энергетика»? При том, что подход тот же самый - высокие цены на ископаемые виды топлива позволяют держать энергетику на возобновляемых источниках на уровнях рентабельности, хотя она сейчас балансирует на их грани. Но главное - теперь в эту энергетику поверили и начинают вкладывать огромные суммы в развитие технологий и стандартов.
 
И опять же: у нас крайне ошибочно полагают «зеленую энергетику» просто еще одной технологией. Это совершенно не так. К технологическим решениям здесь жестко привязаны компенсаторные экономические и даже политические механизмы, отсекающие от нее страны не только Третьего, но даже Второго мира. Технологический рывок, который обеспечит новая энергетика - это прерогатива только развитых стран, которые хотят не просто уйти в технологический отрыв, но и обеспечить гарантированное отставание всех остальных.
 
Поэтому в очередь желающих попасть сегодня просто ломятся. Причем страны Второго мира (та же Саудовская Аравия) готовы входить пусть и не целиком, но хотя бы частично. Тот же проект кронпринца Мохаммеда бин Сальмана «Вижн-2030» - он не про вхождение Саудовской Аравии в новый технологический уклад, он про вхождение небольшой части Королевства, хотя бы коготком, но зацепиться.
 
Где здесь мы? А нигде. Наши дикари продолжают мечтать о территориальных захватах, как в 19 веке. Поэтому они и останутся за бортом 21 века. Навсегда.