«Великий энергопереход» как очередная уловка Запада

На модерации Отложенный

«Великий энергопереход» как очередная уловка Запада

Начавшийся несколько десятилетий назад XXI век можно по праву назвать эрой «зелёного энергоперехода». Воинствующие адепты углеродной нейтральности окончательно одержали верх в глобальном сражении за умы людей. 

Прогрессивное человечество наконец-то смогло достучаться до косных мировых элит, и те, в свою очередь, объявили войну «грязной» традиционной энергетике, а заодно двигателям внутреннего сгорания и неэкологичным коровам. Западные страны соревнуются в датах запрета автомобилей с ДВС (2030, 2040…), а европейцы уже вовсю фантазируют о том, как они будут пользоваться в качестве топлива водородом, да не простым водородом, а зелёным!

Да-да, светлоликие мудрецы с Запада уже успели классифицировать топливо, которым никто по-настоящему ещё не пользовался, по сортам экологичности: жёлтый, коричневый, изумрудный, бирюзовый, серый и, конечно, зелёный. Цвет присваивается исходя из того, сколько при производстве водорода выделяется «великого и ужасного» СО2. 

Так вот, жители «райского сада» согласны использовать только зелёный водород, то есть такой, который произведён с помощью энергии солнца, ветра и, видимо, радуги, единорогов и эльфов.

Но правда в том, что эти прекраснодушные мечты пытаются выдавать за реальность, которая несколько иная. Многие публицисты, в том числе на «Альтернативе», уже отмечали, что так называемая зелёная повестка является на самом деле новым инструментом неоколониальной политики Запада. Но в чём именно это выражается? Разберёмся ниже.

*     *     *

Для начала необходимо понять одну простую и очевидную, но очень важную вещь. Вся современная цивилизация существует исключительно благодаря и за счёт той самой традиционной энергии, которой светлоликие объявили войну. Это газ, нефть и уголь. Но будем конкретнее: установление нынешнего экономического (промышленного, инфраструктурного и научного) господства западных государств осуществлялось путём использования огромного количества ископаемого топлива. 

Точнее, так: именно легкодоступные громадные залежи угля стали основой промышленной революции в Европе. Уголь лежит в корне индустриального процветания Запада. Позднее к нему добавились нефть и газ. Именно эта энергия запустила заводы, а вместе с ними пароходы, паровозы, трансатлантические лайнеры и авиаперевозки. Впрочем, в этом никакого секрета нет. Самое интересное кроется в деталях.

Крупнейшей экономикой Европы является Германия. И именно Германия (какое совпадение!) является крупнейшим потребителем угля в ЕС. Да, и именно ФРГ громче всех продвигает «зелёную повестку». Кому-то это может показаться противоречивым, а кому-то, наоборот, логичным: светлоликие, мудрые и нравственно просветлённые немцы осознали урон, который приносят планете, и решили встать на путь исправления. Допустим. 

Но факт остаётся фактом: с помощью угля промышленность Германии стала одной крупнейших экономик в мире. И не существует на свете ни одной системы народного хозяйства, которая бы успешно сформировалась за счёт пыльцы с крылышек эльфов или даже свободной и чистой энергии ветра.

Уголь, который помог немцам достичь экономического успеха, является стратегическим природным ресурсом их страны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Германия всегда являлась одним из крупнейших производителей этого энергоносителя, а львиную долю добытого сырья потребляла самостоятельно. Но вот 21 декабря 2018 года в ФРГ закрылась последняя угольная шахта. «Как здорово и замечательно! Какая забота об окружающей среде! Какое прогрессивное политическое мышление!» — тут же подумали преданные поклонники светлоликих европейцев. Всё бы оно так, да есть парочка нюансов.

Во-первых, данную шахту закрыли, как и многие другие в Европе, не из соображений экологии и «энергоперехода», а по причине банальной экономической нерентабельности. Европейская угольная промышленность исчерпала легкодоступные запасы каменного угля. «Райский сад» исчерпал свой капитальный энергетический ресурс.

Во-вторых, выбывшие мощности Германия компенсировала импортом угля российского, американского, австралийского и колумбийского. Это говорит о том, что, с одной стороны, никакого отказа от угля и резкого «позеленения» не произошло, а, с другой стороны, шахты немцы закрывали явно не от хорошей жизни.

В-третьих, на закрытых шахтах добывали каменный уголь. Именно его перестала производить Германия. Но существует ещё бурый. И вот как раз по производству этого энергоносителя ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире, добывая ежегодно больше сотни миллионов тонн этого сырья открытым способом в огромных карьерах.

Именно низкокалорийный и экологически «грязный» бурый уголь является фундаментом энергетики Германии, а вовсе не раскручивающие радугу волшебные единороги.

Впрочем, немцы всё равно уверенно падают в пропасть энергодефицита, а их экономика стремительно теряет конкурентоспособность. До недавнего времени это компенсировалось дешёвым российским газом, но коварные украинские глубоководные диверсанты «исправили» данную ситуацию не в пользу немцев.

И вот в августе 2022 года федеральный канцлер Германии едет в Канаду договариваться о поставках сжиженного природного газа взамен поставок из России. Стоит отметить управленческий гений Олуха «ливерной колбасы» Шольца: договариваться о поставках СПГ со страной, которая СПГ ещё даже не производит. Зато, как выразился канцлер ФРГ, Канада — это «надёжная демократия».

 Заметим, что с тех пор конъюнктура несколько изменилась: по состоянию на 2024 год Канада по-прежнему не производит ни капли СПГ, но самое интересное даже не в этом. По информации из СМИ, газовые проекты на восточном побережье, которые как раз и предназначались для Европы, принято свернуть, а все инвестиции направить на строительство завода по сжижению газа в провинции Британская Колумбия, что находится на западном побережье этой североамериканской страны. Легко догадаться, что с этой географической точки экспортные потоки газа будут направлены в Азию.

Таким образом, Германия мечется по свету в поисках энергии, параллельно раздувая информационную шумиху про «зелёный энергопереход». Ну и что здесь такого, спросите вы? Страна честно пытается спасти свою экономику, заменяет дефицит ископаемой энергии возобновляемыми источниками, ничего плохого в этом нет.

Действительно, ничего подозрительного и плохого в «зелёной повестке» не было бы, если бы речь шла об отдельно взятом государстве или даже группе государств (страны Запада), которые не вмешиваются в дела других народов, а лишь решают свои внутренние экономические проблемы. 

В данном случае компенсируют недостаток традиционной энергии путём внедрения новых технологий. Но ведь всё обстоит несколько иначе!

Запад повелевает всему миру отказаться от традиционных углеводородных источников энергии. Это глобальный приказ, несоблюдение которого будет чревато санкциями. В чём его смысл?

Чтобы это понять, нужно обратиться к структуре мирового энергопотребления. Последнее время можно часто слышать мысль о том, что уголь — это топливо прошлого. «Уголь сделал своё дело, уголь может уходить». Отныне только ветер и солнце. 

Но, как мы могли видеть на примере Германии, это большое заблуждение. На самом деле ежегодно в мире сжигается около 8–9 млрд тонн угля. И этот показатель стабильно растёт. Львиная доля этого ресурса уходит на производство электричества. И конечно, крупнейшими потребителями угля являются стремительно растущие экономики так называемых развивающихся стран.

Китай является беспрецедентным лидером по производству угля — 3,5 млрд тонн в год. Всё это колоссальное количество топлива он потребляет самостоятельно, но и этого ему мало, поэтому КНР импортирует ещё порядка 500 млн тонн ежегодно. Таким образом, Китайская Народная Республика поглощает каждый год примерно 4 млрд тонн угля, что составляет около половины от общемирового потребления. 

Только вдумайтесь в эти цифры!

Всё дело в том, что стремительно растущей китайской экономике необходимо огромное количество электроэнергии. Уголь — это традиционный и дешёвый для Китая ресурс, которым он очень богат и который он (что логично) активно использует для становления собственной промышленности, как когда-то делала Германия. Сейчас в КНР находятся на стадии строительства угольные ТЭС суммарной мощностью 200 ГВт.

Не отстаёт от Китая и Индия. 

Последняя намерена увеличить добычу угля к концу этого десятилетия до 1,5 млрд тонн в год. Сейчас страна добывает около 1 млрд. По всей Азии массово строятся угольные электростанции: в Индонезии, Вьетнаме, Турции и даже в нефтеносных ОАЭ и Иране. Как отмечает журнал Neftegaz.ru: «По данным Международного энергетического агентства (МЭА), если в 2000 г. на страны с развитой экономикой приходилось почти 50% потребления угля, то к 2026 г. только на Индию и Китай будет приходиться более 70%. В 2023 г., согласно Global Energy Monitor, Китай, Индия и Индонезия лидировали по новым угольным мощностям».


Таким образом, суперсовременный смартфон или ноутбук, с которого вы сейчас читаете эту статью, скорее всего, создан с помощью классической угольной «энергии XIX века», как её окрестили жители «райского сада».


Исходя из приведённых выше данных, легко понять, для чего Западу резко понадобилось сократить и запретить мировое потребление углеводородов. 

Ведь с их помощью стремительно растёт экономика так называемого Глобального Юга, как когда-то она росла и у Запада за счёт точно таких же источников энергии. Других способов построить успешное и развитое народное хозяйство на данный момент просто не существует.

Уголь является самым массовым, дешёвым и доступным источником энергии и средством развития для азиатских государств, так же как нефть является неотъемлемым элементом развития транспортной отрасли. Любое ограничение их использования будет закономерно тормозить становление «новых развитых» стран. Западу это хорошо известно, ведь он и сам прошёл этот путь, с той лишь разницей, что ему никто не мешал.

В конкурентной борьбе с набирающим силу незападным миром европейцы и американцы готовы идти на любые уловки, лишь бы отсрочить момент собственного падения.

Сергей Газетный,
специально для alternatio.org