Артёмовск. «Почему так долго?»

На модерации Отложенный

Ответ на вопрос "почему так долго?"

Давайте начнём с близкого аналога.

Во время т.н. первой итальянской кампании, весной 1796 годя у Наполеона сложилась тяжёлая ситуация. Жиденькие фланги, растянутые на 300 км. коммуникации, неясность с положением двух вспомогательных армий и серьёзное превосходство противника в силах. Соваться в таких условиях в Австрию в открытом поле было крайне опасно и Наполеон (как увидим, не без помощи противника) выбрал другой путь. В начале июня он  вышел к крепости Мантуя в Ломбардии и приступил к её осаде. Гарнизон крепости (австрийцы) превосходил силы осаждающих, но французы обложили крепость и приступили к осаде тщательно избегая штурма и открытого боя. Торопиться им было некуда. 

Понимая, что крепость начинает голодать, австрийцы собрали деблокирующую группу и нанесли удар снаружи, с цель деблокировать крепость. Армия Наполеона не особо настаивая на своих позициях, расступилась (выглядело это как бегство), пропустила автрияков в крепость, не забыв в последний момент ударить по флангам и отсечь обозы с продовольствием и оружием. Т.е. в голодную крепость французы впустили армию без обоза и сделали крепость ещё более голодной. В дальнейшем Наполеон проделывал это ещё два раза. Т.е. он трижды пропустил в крепость дополнительные силы без продовольствия и боеприпасов. 

Осада Мантуи продолжалась более восьми месяцев!!! Когда же крепость, в итоге, капитулировала, выяснилось, что в Мантуе была перемолота практически вся австрийская армия. Справедливости ради надо сказать, что Австрия сумела собрать новую армию и бросить её в бой под командованием эрцгерцога Карла, но это была уже агония. Через два с половиной месяца после падения Мантуи Австрия пошла на мирный договор (Кампо-Формийский мир) по которому в т.ч. теряла территории, которые никогда не были заняты французами – а как ещё, если остался без армии?

(лирическое отступление: на одной из лекций в академии генштаба, посвящённой второй фазе Сталинградского сражения (операции «Уран») один из слушателей задал вопрос лектору: «А не разумно ли было бы пропустить в Сталинград деблокирующую группу Гота, без горючего и продовольствия, как это сделал Наполеон в Мантуе, чем нести огромные потери в обороне, останавливая её?». На что лектор ответил: «Кто-то мог гарантировать, что им не удастся протащить горючку и еду? Да, Наполеон трижды проделал такой трюк, но ... теория требует не допускать соединения осаждённой армии с деблокирующими силами, а потому, если Ваша фамилия не Сунь-Цзы и не Бонапарт, то делайте правильно и не выпендривайтесь»)

Теперь давайте к Артёмовску.  Там ситуация была весьма похожей. Превосходство противника в живой силе, некуда торопиться и, главное, понты и упёртость противника – он объявил Артёмовск крепостью (фортеця) и отдал приказ зубами вцепляться в каждый дом.

Это была очень удобная конфигурация для нанесения максимальных потерь противнику при относительно небольших своих (то самое перемалывание). Противнику была оставлена единственная дорога по которой он мог, хоть и с потерями, но подвозить свежие силы «на перемолку». (Заметьте, как только дорога осталась одна и она простреливалась, наши прекратили давление на флангах – не стали её перерезать, чтобы окружить город окончательно – иначе противник не мог бы подгонять туда новые силы). 

Для минимизации собственных потерь, была принята очень гибкая тактика: сначала позиция противника ровняется с землёй артиллерией, потом туда заходит пехота. Если противник ещё огрызается, пехота откатывается назад и снова начинает работать артиллерия и так пока не перестанут огрызаться. В случае контратак противника (а таковых было немало), никто «зубами в дома не вцеплялся» –спокойно отходили, оставляя противнику хорошо пристрелянные позиции по которым тут же начинала работать артиллерия и всё повторялось снова. Противник же не отходил никогда, цеплялся за каждый дом, подставляя своих солдат под нашу артиллерию. О реальных потерях мы узнаем нескоро (про потери врут все от слова АБСОЛЮТНО ВСЕ), но оценки 1:8 в нашу пользу представляются разумными.

Так потихоньку, шаг за шагом, противника выдавили, но это не было основной целью. Целью было перемалывание сил противника и срыв его весеннего «контрнаступа». Если бы была возможность, то не стали бы брать город и сейчас – продолжали бы выманивать туда новые силы противника и перемалывать их, но такой возможности уже не было и потому операция подошла к логическому финалу.

В результате там перемолото несколько бригад из т.н. «гвардии наступления» и обещанного ещё с зимы «контрнаступа» пока не случилось. Те, кто должны были наступать, лежат под завалами в Артёмовске. Сейчас им надо новую «гвардию» собирать. Соберут, не сомневаюсь, наступят. Дай Бог нашим парням удачи.

Да и в целом по этой войне – у нас нет цели быстро захватить всё. Вспомните конец прошлого лета. Лично Зеленский и много других «больших людей» и у нас, и на Западе говорили, что в ВСУ сейчас 1 млн. человек. У нас было чуть больше 200 тыс. и мы проводим мобилизацию на ... 300 тыс.! Т.е. доводим свои силы до половины от противника. Любому ясно, что это делается не под быстрое наступление (под наступление и разгром противника нужна была бы мобилизация на 3 млн.) а под устойчивую оборону и не более того. Если бы мы быстро разгромили ВСУ и заняли Украину – это было бы поражением. Победой будет новый мировой порядок (кстати, на днях о нём заговорил генсек ООН - это большой успех!). А для того, чтобы мир созрел для нового порядка, нам нужно не быстро побеждать, а тянуть время, что мы и делаем.