Царский экомаркет: история дореволюционных рынков столицы

На модерации Отложенный Петр Верещагин. Толкучий рынок в Москве. Фото: Legion-media.ru Анна Османова

22 мая отмечается Всемирный день городских фермеров. Фермерские продукты, ставшие сегодня неотъемлемой частью экологического потребления, пользуются у москвичей высоким спросом уже не первое столетие. В честь праздника Time Out рассказывает о знаменитых продуктовых рынках дореволюционной Москвы.

Охотный ряд

Как можно понять из названия, Охотный ряд в первую очередь был известен свежей дичью. Фазанами, бекасами и куропатками здесь ежедневно закупались повара «Яра», «Праги», «Славянского базара». Кроме того, Охотный ряд радовал посетителей изобилием мяса, рыбы, яиц, овощей, фруктов и ягод. При желании покупатель мог выбрать себе живого поросенка или осетра.

Местные купцы строили лавки двухэтажными, чтобы торговать на первом этаже, а жить – на втором. Хозяевами Охотного ряда считались мясники – плечистые мрачные люди, помогавшие полиции бить бунтующих студентов и желавшие организовать свое атлетическое общество. Со временем Охотный ряд потерял «мясную» специализацию, а многие лавочники переместились отсюда на Лубянскую и Трубную площади.

Болотная площадь

Москва могла похвастаться сразу несколькими крупными зеленными рынками. За первенство боролись рынок на Болотной площади, также известный как Болото, и Немецкий рынок. На Болоте, сообразно названию, было слишком сыро для торговли, но москвичи все равно гуляли здесь по праздникам. В конце XVIII века Болото частично осушили, а Яков Брюс – полный тезка и внучатый племянник петровского сподвижника – предложил сделать осушенную площадь торговой.

Здесь во временных лавках, свезенных с Красной площади после постройки Верхних торговых рядов, и на возах, съехавшихся со всей губернии, продавались лук, репа, морковь, редька, свекла, картошка и капуста, свежая и квашеная. По ночам на Болоте работал Ягодный рынок – перекупщики специально назначали неудобное время продажи, чтобы покупатели не смогли приобрести товар напрямую у крестьян-производителей.

Зажиточные хозяйки и фабриканты-кондитеры запасались вишней, клубникой, земляникой, крыжовником, а нераспроданные и раздавленные ягоды скупали задешево оптовики-маклаки.

Немецкий рынок

Занявший большую часть Немецкой слободы рынок к середине XIX века уже мало что связывало с иностранцами: даже знаменитый слободской трактир с иностранным названием «Амстердам» принадлежал выжиге Никите Соколову.

На Немецком рынке продавали все те же лук, укроп, петрушку, картофель и огурцы, преимущественно соленые. Здесь же продавалась свежая рыба невероятных размеров, хранившаяся в подвальных ледниках.

Немецкий рынок кормил всю округу, от Ладожской до Ирининской, сейчас улица Фридриха Энгельса. В советское время рынок продолжал работать: сюда приезжали колхозники из области и торговали деревенскими товарами с грузовиков. Большая часть лавок была снесена после революции, рынок переехал на Бауманскую и был позднее переименован в Басманный. Некоторые каменные лавки остались на улице Фридриха Энгельса и сейчас охраняются как объекты культурного наследия.

В поисках сокровищ. 5 блошиных рынков Москвы

Москва торговая: Черкизовский, Горбушка и другие легендарные рынки 90-х


Грибной рынок

Кроме постоянных рынков в Москве также действовали временные рынки, имевшие скорее статус ярмарок. На Болотной площади в первую неделю Великого поста открывался необычно тихий по сравнению с прочими торжищами Грибной рынок, на котором хозяйки закупались на весь пост.


Сушеные грибы развешивались на шнурках, бочки с солеными грибами, огурцами, квашеной капустой стояли на каждом шагу и привлекали внимание прохожих, бравших соленья на пробу и бросавших объедки обратно в бочку. На продажу выставлялись сухой и моченый горох, семечки, мак, мед, сухофрукты и постное масло; все покупалось мешками и бочками. Такое гастрономическое изобилие, как его описывает Иван Шмелев в книге «Лето Господне», выглядит несколько иронично, если понимать пост как воздержание в том числе от вкусной пищи.



Яблочный торг

У Ильинских ворот на так называемом Яблочном торгу, относившемся к Средним торговым рядам, все лето действовала крупнейшая в Москве фруктовая ярмарка. На август приходилось сразу несколько православных праздников, наложившихся на славянские праздники урожая – начало Успенского поста соотносилось с Медовым Спасом, а Преображение Господне – с Яблочным Спасом.

На Медовый Спас начинался медосбор и освящался мед: с Яблочного Спаса по народному поверью разрешалось есть освященные яблоки.

На Яблочном торгу и у стен нескольких московских монастырей проводились медовые и яблочные ярмарки. В эти дни Москва настолько переполнялась яблоками, что их запах даже заглушал зловоние разлагающегося нераспроданного мяса из Охотного ряда.