Сокращение продолжительности жизни стало глобальным вызовом

На модерации Отложенный

Новая международная статистика показала отставание российского здравоохранения

продолжительность жизни, мировой роейтинг, рф, здравоохранение, бюджетные расходы

На каждые десять тысяч россиян приходится 38 врачей и 62 работника среднего медперсонала.  Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru                                                                                   

 Россия находится сегодня в конце мирового рейтинга по ожидаемой продолжительности жизни нового поколения. Рождающиеся в РФ мужчины проживут среднем на 2,5 года меньше, чем остальные жители Земли, с учетом даже самых неблагополучных стран. Доля расходов на здравоохранение в бюджете РФ чуть выше среднемирового показателя. Но существенно ниже, чем в развитых и передовых развивающихся странах, которые обещают увеличить продолжительность жизни населения свыше 80 лет уже в этом десятилетии. Такая новая статистика опубликована накануне открытия Всемирной ассамблеи здравоохранения в воскресенье.

    Из 190 стран мира, по которым имеется достоверная статистика, Россия находится на 120-м месте по продолжительности жизни мужчин.

    И на сотом месте по общей продолжительности здоровой жизни населения. До начала пандемии новое поколение мужчин в РФ могло прожить в среднем около 68 лет, тогда как средняя продолжительность жизни на планете Земля у мужчин приближалась к 71 году.

    Однако эти показатели существенно ухудшились за последние два года. Смертность, вызванная пандемией COVID-19, привела суммарно к потере более 336 млн лет жизни в 2020–2021 годах, подсчитали эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Такие потери соответствуют потерям в среднем 22 лет жизни на каждую избыточную смерть.

    Прогресс здравоохранения застопорился как в мире в целом, так и в России. И хотя пандемия коронавируса перестала быть такой смертоносной, как ранее, общие проблемы здравоохранения остаются нерешенными. Неравный доступ к медицине, недолеченные хронические заболевания и высокий дефицит врачей приводят к существенным экономическим проблемам по всему миру (см. «НГ» от 17.05.23). Из-за недолеченных болезней работающего трудоспособного населения экономический ущерб только в США превышает 300 млрд долл. в год. А на Африканском континенте низкая производительность не вполне здоровых работников генерирует ежегодные потери в триллион долл.

    Страны «большой семерки» (G7) обещают обратить вспять глобальное сокращение продолжительности жизни населения. Эти страны в итоговом заявлении обязались принять меры для «возвращения показателей выживаемости к более высоким, чем до пандемии, уровням».

    По данным ВОЗ, средняя продолжительность жизни в мире, в 2000 году составлявшая чуть менее 67 лет, выросла на шесть лет и в 2019 году составила более 73 лет, однако пандемия коронавируса привела к сокращению этого показателя на два года. «Подтверждаем намерение тесно работать вместе с глобальными партнерами, чтобы помочь странам достичь всеобщего охвата услугами здравоохранения путем поддержки первичного медико-санитарного обслуживания, а также развития и восстановления основных медицинских услуг, чтобы к концу 2025 года достичь более высокого показателя, чем до пандемии», – заявили лидеры «большой семерки».

Кроме того, лидеры «семерки» признали «важность защиты от финансовых рисков, чтобы люди не скатывались в бедность из-за расходов на здравоохранение». Страны «семерки» выделили 48 млрд долл. от государственного и частного секторов, чтобы улучшить глобальные показатели здравоохранения.

    В России избыточная смертность за последние два года пандемии превысила 1 млн человек, что существенно ухудшило демографическую ситуацию.

    В Кремле также признают отсутствие успеха в демографической политике, предпринимаемые меры пока не дали нужных результатов, но правительство продолжает работать над улучшением ситуации. «Но тема исправления ситуации в области демографии одна из приоритетных для правительства, эта работа ведется постоянно. Какой-то панацеи, особенной «таблетки» здесь, к сожалению, нет, это работа, рассчитанная на длительное время, напряженная, она будет продолжаться. Быстрого, сиюминутного результата, к сожалению, мы с вами здесь достигнуть не сможем», – сказал в прошлую пятницу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

    Доля расходов на здравоохранение в бюджете РФ составляет 13,6%, тогда как в других странах этот показатель значительно выше: в США – 22,4%, на Кубе – 16,4%, в Чехии – 17,1%, в Германии – 19,8%, в Чили – 18,8%, в Испании – 15%.

    ВОЗ сообщает, что у нее нет данных о соотношении расходов на здравоохранение к российскому ВВП. По официальному проекту бюджета на 2023 год совокупные государственные расходы на здравоохранение в 2023 году составят 6,17 трлн руб., или 4,1 % от ВВП. Доля госрасходов на здравоохранение в ВВП в нашей стране кратно ниже, чем в развитых странах с высокой продолжительностью жизни.

    Но добиваются увеличения продолжительности жизни своего населения не только развитые, но и многие развивающиеся страны. В качестве примера ВОЗ приводит успехи медицины в Саудовской Аравии (СА). По национальной программе «Видение-2030» ожидаемая продолжительность жизни в СА достигнет 80 лет уже к 2030 году. Для этого в стране будут расширены масштабы мониторинга и профилактики неинфекционных заболеваний. Будут обеспечены качественные медицинские услуги для всего населения.

    В России же власти проводят политику ограничения финансирования здравоохранения, что проявляется в так называемой оптимизации здравоохранения в РФ: в сокращении численности занятых, особенно среднего и младшего медицинского персонала, а также больничных коек. Такая политика снижает доступность медицинских услуг для населения и критически сокращает возможность противостоять пандемиям, утверждают ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) Андрей Клепач и руководитель направления Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Раиса Лукьяненко (см. «НГ» от 05.04.23). По данным ученых, по сравнению с 2013 годом численность врачей и медработников с высшим медицинским образованием сократилась на 2,4%, среднего медицинского (фармацевтического) персонала – почти на 9%, младшего медперсонала – более чем на 60%.

    В нашей стране идет региональная миграция медперсонала: покрытие дефицита врачей в одних регионах осуществляется за счет других.