Василий Верещагин. "Конец Бородинского сражения"

На модерации Отложенный

Описание картины:

Конец Бородинского сражения - Василий Васильевич Верещагин. 1899-1900. Холст, масло. 165 x 229 см

   Эпическое полотно «Конец Бородинского сражения» Василия Верещагина, написанное около 1899-1900 годов, является частью известной серии картин, носящей обобщенное название «1812-й год». Цикл состоит из двадцати полностью завершенных полотен, а также огромного количества этюдов, набросков и зарисовок.

 Богатый жизненный опыт и знание о военных реалиях не понаслышке заставили Верещагина отказаться от устоявшихся канонов написания исторических батальных сцен. Его картины удивляли современников отсутствием парадного лоска и жесткой, откровенной натуралистичностью. Чтобы создать реалистичное, живое полотно художник-баталист кропотливо изучал исторические документы, литературные источники и военные карты, касающиеся Отечественной войны 1812 года. Верещагин, приступая к работе, стремился, в первую очередь, выразить собственное отношение к войне, личный взгляд на события прошедших лет.

  Всю жизнь мастера волновали масштабные, глубокие проблемы. В войне Верещагин видел огромное мировое зло и всеми силами пытался выразить внутреннюю боль, гнев и возмущение, которые были связаны с твердым убеждением художника о безнравственности властителей и полководцев, ответственных за гибель 80 тысяч солдат в ходе Бородинского боя.

 Историческая картина «Конец Бородинского сражения» представляет собой трагический итог битвы при Бородино. На переднем плане изображены воины наполеоновской армии, исступленно прославляющие своего императора, стоя на насыпи захваченного редута. Страшным контрастом предстает центральный план картины – ров перед укреплением буквально завален человеческими телами. Кровавое месиво из обломков оружия, обмундирования, рук, ног, лиц, искаженных страданием и смертельной мукой – это безумная, горькая и бессмысленно высокая цена за амбиции и честолюбие французского авантюриста-завоевателя.