Кому не надо давать гражданство Израиля

На модерации Отложенный

Год назад израильтян взволновал вопрос, получил ли гражданство Израиля певец Олег Газманов. Ранее на концертах он появлялся с крестом в полгруди, что для израильского МВД могло стать поводом к отказу. Но стало ли? Об этом информации не было.

Потенциальные репатрианты, число которых в России с 24 февраля 2022 года увеличилось многократно, по пути к заветной «синей корочке» проходят фильтр Бюро по связям («Натив»), которое проверяет документы соискателя и его право на получение израильского гражданства перед передачей дела в МВД. Но информацию о соискателях и решениях, принятых по ним, «Натив» не раскрывает, ссылаясь на «тайну частной жизни». И мой вопрос о том, соответствуют ли слухи о Газманове действительности, ведомство Неты Брискин-Пелег оставило без ответа. Сам Газманов наличие у него израильского гражданства, в общем-то, не опроверг: в приведенной цитате говорилось лишь, что не собирается уезжать из России. Но мы так и не узнали официально правду: есть гражданство Израиля или нет? Как не узнали и подробностей: он не просил гражданства или ему отказали? Остается лишь верить певцу на слово. Или не верить.
Сейчас подобная история повторяется с Анатолием Чубайсом, бывшим членом «семьи» (узкого круга лиц, в начале 2000-х сделавших Путина преемником Бориса Ельцина на посту президента РФ), бывшим «главным приватизатором» российских государственных активов, бывшим первым зампредом правительства РФ, бывшим главой РАО ЕЭС и прочая. Насколько известно  он уже около года имеет израильское гражданство. Однако сам Чубайс опроверг агентству ТАСС сообщение о смене им первого «теудат зеута» на постоянный биометрический. Правда, вероятность заказа биометрического загранпаспорта бывший российский чиновник не опроверг, но мог об этом просто забыть – или подразумевать это.
И опять, все, что остается, – верить на слово. Или не верить.
Не исключено, конечно, что Чубайс с супругой просто заглянули в отделение МВД попить чаю. Закон этого не запрещает. Журналистка корпорации общественного вещания КАН Гили Коэн обратилась с запросом в Управление народонаселения и миграции МВД, откуда получила стандартный отказ раскрыть информацию о гражданстве Чубайса из-за «дискретности личной жизни» («цнуат ха-прат»).
Читайте также:Плохие новости для «паспортной алии»: МВД проверяет, действительно ли эти люди переехали в Израиль на ПМЖ Конец эпохе «золотых паспортов». Европа закрывает двери?Визы в США подорожают: сколько придется платить израильским туристам и студентам?Еврейская жена бывшего президента Перу скрывается от правосудия в Израиле.Также в прошлом году журналистам приходилось буквально выпытывать, получила ли гражданство Израиля известная телеведущая Ксения Собчак: она подтвердила, а ее мать сказала, что не в курсе, а израильский журналист Равив Друкер говорил, что якобы для ее визита в неурочный час специально открыли бюро «Натива», а в «Нативе» отвечали, что ничего подобного не было… Если снова верить на слово, то кому из них? Наверное, в первую очередь самой госпоже Собчак, которую крестили в 12-летнем возрасте, но для МВД Израиля и «Натива» это, видимо, не стало препоной.
Таких историй – множество. Про многих публичных личностей, в том числе обладающих значительным медийным, финансовым или политическим влиянием, израильское общество вправе знать: являются они уже израильтянами? Хотели такими стать, но не смогли из-за проблем с документами?

Не захотели, а все сообщения об этом – происки их недругов-антисемитов?

Придуманная необходимость сохранить «тайну частной жизни» в этом вопросе служит лишь на руку недобросовестным интересантам и может становиться причиной коррупции. Не зная, кто получил гражданство, СМИ и структуры гражданского общества не могут проверять легитимность таких действий. С учетом того, что против группы сотрудников МВД уже открыто следствие по подозрению в коррупции при оформлении документов репатриантам; с учетом интересов адвокатов, готовых делать миллионы долларов на обеспечении израильскими загранпаспортами даже тех иностранцев, которые не собираются перенести в Израиль центр жизни, как того требует закон; и с учетом высокого спроса такая «дискретность» становится завесой, за которой возможно совершение преступлений.
Более того – под новым именем. Про того же Чубайса по анонимным телеграм-каналам начали распространять информацию о том, что он якобы сменит фамилию и в новом израильском паспорте будет зваться иначе. Доверять таким вбросам невозможно – однако факт, что Израиль и в самом деле предоставляет репатриантам возможность сменить имя и фамилию. Причем особых ограничений нет – можно представиться кем угодно, да хоть даже Алексеем Навальным, если у Анатолия Борисовича возникнет такое желание, а гендиректор МВД не усмотрит в этом ничего противоречивого и даст добро. А еще раз в семь лет имя себе можно менять, никому об этом не сообщая благодаря все той же «тайне личной жизни», и затем под чистым именем и с чистой совестью вкладываться в новые политические инициативы – хотя, возможно, в интересах не новых, а старых начальников. Кто ж узнает?
Все это поднимает перед Израилем один очень важный вопрос: есть ли в наличии израильского гражданства нечто постыдное? Нечто такое, что стоит скрывать фиговым листком «дискретности частной жизни»? Почему государство позволяет приобретать гражданство тайно, чуть ли не под покровом ночи, будто воруя его?
Если израильское гражданство для вас непристойность – не просите его. Если просите – не ищите поводов отказаться от заявления: да, я израильтянин! Эти данные должны быть прозрачны как минимим в отношении публичных лиц; в конце концов, мы не просим разгласить номер «теудат зеута» и данные банковского счета. Просто «да» или «нет». МВД и «Натив» должны утратить право скрывать эту информацию от израильского народа.
Наша страна для ее граждан – не только удешевленная в разы и качественная медицина; не только загранпаспорт, позволяющий свободно перемещаться по миру; не только все еще непобежденные демократия и свобода слова. За эту страну отдали свои жизни более 24 тысяч израильтян, павших в войнах и терактах. Кто смеет «стесняться» этих павших? Стесняться всех нас? Почему мы позволяем им это? Мы не звали сюда «стесняющихся», но уж если прибыли (пусть даже временно, чтобы рвануть обратно в Москву или в другие стороны, как только появится такая возможность) – извольте вести себя достойно по отношению к нам.
При желании это постыдное положение, закладывающее к тому же условия для коррупции, могут изменить депутаты кнессета – правкой закона о возвращении – или министры – выпуском новых инструкций для МВД и министерства главы правительства, которому подчиняется «Натив».
Информация об израильском гражданстве не должна быть тайной.