Замороженные отношения

На модерации Отложенный

Назвать отношения Брюсселя с Турцией прохладными было бы преуменьшением. Они лежат в морозильной камере. В течение многих лет в Брюсселе не было ни одной серьезной попытки реанимировать переговоры о вступлении – бессмысленные с точки зрения Комиссии, пока во главе турецкого силового аппарата стоит Реджеп Тайип Эрдоган. Изменят ли что-то выборы?  «Мы ожидаем, что Турция будет соблюдать демократические правила игры», — заявил на этой неделе представитель Еврокомиссии Питер Стано в качестве меры предосторожности, объяснив Анкаре, что это означает: справедливое отношение ко всем партиям и кандидатам плюс свободное освещение в СМИ. По словам представителей СМИ ЕС, в Турции в тюрьмах больше журналистов, чем в редакциях, и нет уверенности в том, что это подразумевается иронично. По оценкам турецких экспертов, 90 процентов СМИ находятся под контролем Эрдогана или очень близки к его правительству.

Как пишет tagesschau.de, для ЕС самые важные выборы в этом году пройдут не в ЕС, а в Турции. То, что произойдет дальше в стране, которая имеет вторую по величине армию в НАТО и играет ключевую геополитическую роль на стыке между Европой и арабским миром, имеет решающее значение для ЕС. Турция является мощным игроком практически во всех кризисах и конфликтах, которые в настоящее время преследуют европейцев. В Сирии, куда Эрдоган ввел свои войска в нарушение международного права. В Ливии, где он разжигает гражданскую войну поставками оружия.

В кризисе с беженцами ЕС также зависит от поддержки Анкары, а в войне на Украине он с изумлением наблюдал, как Эрдоган смог стать успешным посредником в зерновом конфликте. А в НАТО Эрдоган уже несколько месяцев умудряется блокировать прием Швеции. Против воли практически всех партнеров по альянсу.

Изменится ли это, если лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу, а не Эрдоган, победит в воскресенье? И да, и нет - это ответ политологов. Ни при каких обстоятельствах ЕС не может предположить, что все проблемы будут сняты с повестки дня, если Эрдоган будет отстранен от должности, указывает глава стамбульского офиса Фонда Меркатора Яннес Тессманн. Но Турция сделает несколько шагов навстречу ЕС в случае смены правительства. Например, Тессманн рассчитывает на одобрение членства Швеции в НАТО. Также вероятно освобождение политических заключенных, таких как меценат Осман Кавала. «Это были бы очевидные первые шаги с огромным влиянием».

Однако по другим спорным вопросам европейцы не могут автоматически надеяться на ослабление напряженности при смене правительства в Турции. Напротив. Кемаль Кылычдароглу ставит под сомнение кропотливо согласованное соглашение о беженцах с ЕС, зная, что большинство турецких избирателей поддерживают его.Во время предвыборной кампании он обещал отправить всех сирийских беженцев обратно на родину в течение двух лет. Это, вероятно, станет «самым большим стресс-тестом в турецко-европейских отношениях», прогнозирует Яннес Тессманн. Он также видит преемственность в политике Турции в Сирии и в споре вокруг Кипра, а не отход от курса Эрдогана.