Зорькин забыл об исключении России из Совета Европы

На модерации Отложенный

В Конституционном суде власти огласили планы по ужесточению госсуверенитета

кс, конференция, конституция, контроль, пмюф, еспч, зорькин, се, сво


Председатель СК Александр Бастрыкин и глава Минюста Константин Чуйченко затачивают правовые инструменты для борьбы с Западом.  Фото с сайта www.minjust.gov.ru                                                                                 

 Конституционный суд (КС) провел 11 мая конференцию «Конституция и конституционный контроль: развиваем доктрину и совершенствуем практику» в рамках XI Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ). Председатель КС Валерий Зорькин огласил новое основание выхода России из Совета Европы (СЕ) и из-под юрисдикции Страсбургского суда. Оказывается, поводом стало не предстоящее исключение РФ сразу после начала СВО, а забота о государственном суверенитете. Планами по его дальнейшему укреплению поделились высокопоставленные силовики, а КС все это как бы благословил.


    Пленарное заседание ПМЮФ пройдет 12 мая под руководством зампреда Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева. Наверное, стоит ждать очередных громких заявлений в адрес враждебного России Запада. Впрочем, конференция, прошедшая под крышей КС, тоже не обошлась без интересных новостей, связанных с предстоящим очередным ужесточением борьбы властей против внешнего воздействия на ситуацию внутри страны.

    Как раз Зорькин и задал то направление, по которому, очевидно, предстоит развиваться Основному закону, а главное – его правоприменению в отношении к гражданам. Судя по всему, заявленные в Конституции гарантии прав человека будут становиться все более размытыми, ведь текущие реалии диктуют ее переориентацию в более важном направлении – для всемерной защиты пресловутого госсуверенитета. Недаром председатель КС именно последнее указал в качестве главной причины решения о выходе России из СЕ и отказа от приоритета Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) над внутрироссийскими судебными установлениями. Хотя таковые на самом деле уже давно стали расходиться с практикой ЕСПЧ, но теперь Зорькин всерьез утверждает, что это не Россию исключили из СЕ из-за СВО, а это она сама вовремя ушла из-под чуждых ей веяний.

    И вряд ли это было проявлением некой забывчивости высокопоставленного государственного мужа, потому что глава КС снабдил свою обновленную историю всеми необходимыми подробностями. «Каждая Конституция каждого государства, несмотря на общность в защите прав, отличается особенностями. Мы не просто должны с этим считаться, а обязаны учитывать это, чтобы взаимное обогащение повело нас в общем векторе для укрепления права, а не размежевания на основе того, чтобы сформулированное в условиях какой-то отдельной страны, отдельного сегмента, отдельной части цивилизации распространялось на другой мир, не считаясь с особенностями. Мы вышли из Совета Европы не потому, что мы хотели там навязать свою волю. Мы оттуда вышли, потому что вместо того, чтобы сообща вырабатывать этот вектор, там получилось так, что хотели из определенной точки, не считаясь с этими особенностями, навязать волю России», – таким было ключевое заявление Зорькина.

    Короче говоря, Россию стали нагружать неприемлемыми для нее западноевропейскими ценностями, а попытки объяснить, что это неправильно, игнорировались. И вот тут как раз и возникла проблема защиты госсуверенитета с учетом положения Конституции о первоочередности международного права и заключенных в связи с ним договоров.

Власти РФ вообще-то данную проблему уже решили через поправки к Основному закону 2020 года, соответствующее положение из него не исключив, поскольку это было невозможно, но разъяснив норму до ее полной противоположности. Однако теперь, судя по всему, решено идти дальше. Именно внутреннее законодательство становится приоритетнее международного, по крайней мере, в пропагандистской сфере. Это подтвердил в своем выступлении на конференции под эгидой КС председатель Следственного комитета России (СК) Александр Бастрыкин. В его ведомстве, напомним, заведены десятки или даже сотни уголовных дел против разного рода недоброжелателей страны вне зависимости от их статуса и государственной принадлежности. Среди них, как известно, есть трое судей Международного уголовного суда (МУС) и прокурор, которые отвечают за постановление о привлечении к ответственности президента РФ Владимира Путина. «СК тогда очень быстро возбудил уголовное дело на председателя и трех судей, которые активно влияли на принятие этого решения. Мы скоро-скоро объявим в розыск», – подчеркнул Бастрыкин. Наверное, ему уже пора бы инициировать и официальное поручение какой-либо из спецслужб о доставлении в РФ фигурантов тех или иных расследований СК.

    В свою очередь, министр юстиции Константин Чуйченко анонсировал необходимые корректировки на внутреннем контуре. На конференции в КС он пообещал исполнить давнишнюю мечту ультрапатриотов всех мастей: «Конечно, нам придется решить вопрос со статьей Конституции РФ, где указано, что у нас нет ни государственной, ни обязательной идеологии». Это записано в ч. 2 ст. 13 Основного закона, которую нельзя напрямую изменить без Конституционного собрания и федерального референдума, но, очевидно, можно по уже накатанной схеме обнулить. И это было сказано в присутствии председателя КС, как раз до этого заявившего, что 30 лет назад Конституция отвела страну от черты, за которой маячила гражданская война. «В принципе ни одна страна мира таких положений в своих конституциях не имеет. Только Россия в свое время по совету наших так называемых партнеров взяла на себя эти «повышенные обязательства», – пояснил Чуйченко.

    А замглавы Минюста Олег Свириденко прямо на месте уже показал, как власть будет защищать ту некую обязательную идеологию, которая вот-вот должна появиться, видимо, по итогам и в результате СВО. По его словам, которые приводит ТАСС, в Госдуме уже поддержали инициативу, «которая будет касаться любых третьих лиц, которые не являются иноагентами, они даже не аффилированы с иноагентами, но они как третьи лица могут оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать закон».

    ***

    Авторы общественно-политических телеграмм-каналов также обратили внимание на заявления министра юстиции РФ. «Чуйченко решил присоединиться к группе сторонников возвращения идеологии. Пошёл по пути радикализации патриотической риторики. Примерно как и его товарищ Медведев», - полагает «Темник».

 «Слова Чуйченко на питерском международном юрфоруме, что с конституционным запретом на государственную идеологию надо что-то решать, ни в коем разе не должны остаться без внимания, - пишут авторы канала «Адекват». - Не только потому, что министр юстиции о вещах такой значимости нести отсебятину не может. Не столько потому, что этот запрет - реликт давних иллюзий, как хорошо и благолепно будет слиться в экстазе с тем, что тогда казалось цивилизованным миром. В первую очередь потому, что запрет сидит в защищенной главе Конституции. Которая может быть изменена только конституционным собранием. Которое едва ли может быть собрано ради одного этого. Это вопрос, конечно, не завтрашнего дня и даже не следующего года. Но когда кипящая, вернее, только закипающая в мире лава начнет кристаллизоваться в новое глобальное равновесие и новые правила игры надолго вперед, вопрос пристальной ревизии Конституции в целом, без оглядки на защищенные главы, вполне может оказаться вполне уместным».