Очень еврейская история шоколада

На модерации Отложенный

Или как еврейские торговцы сыграли решающую роль в распространении этого любимого кондитерского изделия по всему миру...


Подумайте о шоколаде, и на ум придут типичные ассоциации: майя и ацтеки, французы и швейцарцы – но не евреи. Но это не так!



Вышла новая книга рецептов «Babka, Boulou & Blintzes: Еврейские рецепты шоколада со всего мира», которую написал 48-летний Майкл Левенталь, руководящий издательствами Greenhill Books и Green Bean Books; она и призвана показать, как еврейские торговцы сыграли решающую роль в распространении шоколада во многих странах мира.

Но для начала там излагается история этого нашего любимого кондитерского изделия, насчитывающая более пяти тысяч лет, когда майя сушили и измельчали какао-бобы, смешивая их с кипящей водой, чтобы получить горячий пенистый шоколадный напиток.

Ацтеки считали шоколад драгоценным подарком богов.

Христофору Колумбу (который, по мнению некоторых, был евреем, или как минимум плавал с несколькими еврейскими соратниками) на острове Гуанаха были подарены какао-бобы, но он ошибочно решил, что это миндаль или козий помет.

Регулярный импорт какао-бобов, пишет Левенталь, начался к 1580-м годам после того, как испанцы сами придумали, как превратить стручки во вкусный напиток.

«Именно тогда еврейские торговцы в Испании начали играть ключевую роль в создании и расширении рынка шоколада.

В то время, как мы знаем из курса истории, им были запрещены многие занятия и профессии. Торговля шоколадом в силу своей новизны оказалась разрешенной, поэтому они активно занялись ею».

Книга содержит множество фактов, в том числе то, как европейцы познакомились с шоколадом в 1502 году.

razvitie-shokolada.jpg

В начале 1600-х годов евреи, бежавшие из Испании во время инквизиции, завезли и шоколад, и свою профессию в южнофранцузский город Байонну.

Левенталь пишет: «Точно так же, как можно проследить движение еврейской общины через появление в европейской кухне баклажанов, вы можете рассказать историю еврейской эмиграции через шоколад. При миграции они взяли с собой в том числе какао-бобы и знания о том, как делать шоколад».

Про баклажаны: испанские евреи, как мы знаем, имели отличный от ашкеназского идиша язык и совершенно другие обычаи. Их кухня оказалась результатом смешения еврейских, арабских и староиспанских рецептов. Именно они позаимствовали у арабов баклажаны и блюда из них, которые потом при бегстве распространили в Европе.

86db44a1a2a451b1226e020f22d4f942.jpg

Левенталь вырос в селе Элстри, в Хартфордшире, а сейчас живет с семьей в Ист-Финчли, районе Северного Лондона. Книга оказалась случайным проектом, когда он совмещал работу и домашнее обучение своих детей восьми и шести лет.

Как издатель детских книг и убежденный «шокоголик», он и придумал детскую книгу о шоколаде, начав с рассказа об испанских евреях, которые привезли его во Францию.

«Там есть раздел о связи между еврейской общиной и мировой торговлей шоколадом. Евреи были связаны с шоколадом более 500 лет, и все еще остаются связанными – в Англии и за рубежом много людей, занимающихся торговлей шоколадными изделиями и сырьем. Это один из своеобразных и относительно неизвестных аспектов еврейской истории».

Автор надеется, что любой, кто интересуется еврейской историей и кухней, возьмет книгу и скажет, что в ней есть что-то и для него.

«В качестве своего рода побочного эффекта я подумал, что было бы весело собрать в книге несколько рецептов шоколада от шеф-поваров и кулинарных блогеров. Но их количество росло как на дрожжах, я не ожидал. Я не думаю, что кто-либо когда-либо составлял сборник еврейских рецептов шоколада, но удалось собрать 50 таких рецептов.

Есть относительно простые рецепты, а есть очень сложные и оригинальные», – говорит Левенталь.

Как основатель Gefiltefest, лондонского кулинарного фестиваля, посвященного еврейской кухне и культуре, он прекрасно знал многих видных представителей этой сферы: Клаудию Роден, Эвелин и Джуди Роуз, Дэвида Лебовица, Амира Баттито, Линду Дангур, Лию Кениг, звезд Кулинарного клуба The Monday Morning. Все они – из многих стран, включая Кюрасао, Израиль, Египет, Францию, Германию, Венгрию, Италию, Нидерланды, Америку и Турцию.

На том же Кюрасао, говорит Левенталь, принято есть горячий шоколад на брит-миле, поскольку почти 500 лет назад евреи сыграли огромную роль в распространении шоколада и на Карибских островах.

Аппетитные десерты, которые вы можете попробовать сотворить, включают шоколадное печенье и шоколадные пирожные, а также другие деликатесы, такие как шоколадный муссовый торт, венский торт Захер, сицилийскую капонату, шоколадные трюфели с перцем чили или кардамоном.

scale_1200.jpg

Левенталь решил сотрудничать с Chai Cancer Care, разместив там свою книгу, и намеревается собрать 10 000 фунтов стерлингов на благотворительность.

Сайт Chai Cancer Care сообщает, что это «британская еврейская национальная организация по поддержке больных раком, обеспечивающая квалифицированную физическую, эмоциональную и практическую поддержку, оказываемую с заботой, деликатностью и полной уверенностью».

Его мать проходит курс лечения от рака, и Левенталь говорит, что Chai оказала «невероятную поддержку». Сам он получил от Chai консультацию психолога, что является лишь одной из услуг, которые организация предоставляет больным раком и их семьям.

«К сожалению, пострадало так много людей и их семей, – говорит Левенталь. – Я работал со многими еврейскими благотворительными организациями, и Chai – одна из лучших. Ранее они также опубликовали несколько других кулинарных книг, так что это мне подошло».

Книга Левенталя продается издательством Green Bean Books по цене 25 фунтов стерлингов. Доступно для покупки в Chai Cancer Care и на Amazon.

Из книжного заголовка «Бабка, Булу и Блинцы» («Babka, Boulou & Blintzes…) два названия в расшифровке не нуждаются. А «булу» – еврейская тунисская «помесь» печенья и торта.

Снимок 7575575.JPG

Левенталь называет себя энтузиастом еды и говорит, что узнал о других типах еврейской кухни только одиннадцать лет назад, когда познакомился с Рахиль, ставшей его женой: «Она потрясающий сефардский повар, и это открыло мне глаза на весь этот мир еврейской еды, о котором я даже не подозревал, учитывая мое ашкеназское прошлое».

Он говорит: «Еда – отличный способ объединить людей, рассказать истории, изучить историю и просто повеселиться. Еда становится поводом для разговоров о еврейской культуре, истории и праве.

По словам Клаудии Роден, у каждого рецепта есть история. И мне это нравится, потому что это правда – даже глядя на горячий шоколад, если вы думаете о том, откуда появился рецепт, то в конечном итоге вспоминаете его путь, который насчитывает 500 лет.

Вы можете точно отследить, откуда пришли эти блюда, если копнуть достаточно глубоко».

Мария Якубович