1 мая 1917-го: погонный вопрос

На модерации Отложенный

1917 год, 18 апреля по старому стилю, 1 мая по западному календарю. «Вестник Временного правительства» пишет о перестановках в армии, проблемах учителей начальной школы, обмене военнопленными и о разнообразных «административных известиях». Сразу несколько материалов по теме форменной одежды в «новой свободной России». Вопрос о погонах острый, принципиальный, идеологический. Флот республики отличается радикализм в этом вопросе.

Срезание погон. Балтийский флот. Броненосный крейсер «Рюрик». 1917 год.

Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская, «бабушка русской революции», лучший друг революционного флота.

Упомянутый в тексте генерал Поливанов — председатель Особой комиссии по реорганизации армии на демократических началах и Комиссии по улучшению быта военных чинов («Поливановская комиссия»). Ген. А. И. Деникин писал о комиссии так: «Ни один будущий историк русской армии не сможет пройти мимо поливановской комиссии — этого рокового учреждения, печать которого лежит решительно на всех мероприятиях, погубивших армию. С невероятным цинизмом, граничащим с изменой Родине, это учреждение, в состав которого входило много генералов и офицеров, назначенных военным министром, шаг за шагом, день за днем проводило тлетворные идеи и разрушало разумные устои военного строя. Зачастую, задолго до утверждения, делались достоянием печати и солдатской среды такие законопроэкты, которые в глазах правительства являлись чрезмерно демагогическими и не получали впоследствии осуществления; они однако прививались в армии, и вызывали затем напор на правительство снизу».

А теперь перейдём к цитированию собственно номера от 1 мая 1917-го:

Приказ по военному ведомству

17-го апреля 1917 года.

В соответствие с формой одежды, установленной во флотах республиканских стран, мною объявлены изменения в форме одежды чинов флота и морского ведомства, причем отменены наплечные погоны.

Однако, эти изменения в форме и отмена наплечных погон во флоте совершено не относится до чинов сухопутной армии и военно-сухопутного ведомства, в форме коих погоны служат не только необходимейшим отличительным признаком отдельных войсковых частей и учреждений огромной армии, особенно в боевой обстановке, но являются и видимым почетным знаком высокого звания воина офицера и солдата, почему и существуют ко вмех сухопутных армиях республиканских стран.

Между тем уже наблюдаются случаи не только самоуправного упразненеия погон, но даже и насильственного срывания их с офицеров.

Предупреждая, что я не допущу в армии подобных самоуправств и насилий и подвергну виновных в подобных деяниях строжайшей ответственности, приказываю всем офицерам и солдатам сухопутной армии и военно-сухопутного ведомства строго и точно соблюдать ныне существующую и не отменённую мною форму одежды.

Подписал: Военный министр А.Гучков.


***


Приказ по петроградскому военному округу на театре военных действий

(17-го апреля 1917 года, № 168)

Никаких распоряжений относительно формы одежды сухопутных войск, неношения погон и установления других знаков для обозначения чинов я ни от Временного Правительства, ни от военного министра не получал.

Лица, позволяющие себе срывать или срезывать погоны с офицеров и солдат, подлежат задержанию как провокаторы, вызывающие рознь в армии.

Подписал: Главнокомандующий войсками округа, генерал-лейтенант Корнилов


***



Изменения формы одежды чинов флота

Морской министр, в соответствии с формую одежды, установленной во флотах республиканских стран, объявил следующие изменения в форме одежды чинов флота и морского ведомства впредь до окончательной выработки её в установленном порядке:

1) изъять из употребления все виды наплечных погонов;

2) ношение шарфа отменить;

3) вензелевые изображения на оружии уничтожить;

4) середину кокарды, впредь до установления фуражки нового образца, выкрасить в красный цвет.


Вместо наплечных погон устанавливаются нарукавные отличия из галуна. Золотой галун носят офицеры флота, инженер-механики, выдержавшие полный офицерский экзамен, офицеры по адмиралтейству, прапорщики и гидрограф. Серебряные галуны носят офицеры, не выдержавшие полного офицерского экзамена, чины судебного ведомства, корабельные инженеры и врачи.

О нарукавных нашивках матросов унтер-офицерского звания будет объявлено дополнительно.


***


Совещание по переустройству армии

Заседание особого Совещания по переустройству армии, под председательством ген. А.А Поливанова, состоявшееся 16 апреля, было посвящено рассмотрению декларации прав военнослужащего.

В первую очередь пересмотрен разрешённый в предыдущем заседании вопрос о ношении военнослужащими гражданского платья, причём было установлено, что ношение его не допускается лишь в действующей армии, что же касается частей, причисленных к действующей армии и расположенных в крупных городах (Киев, Харьков и т.п.), то разрешение в них ношения гражданского платья предоставляется власти главнокомандующих армиями фронтов.

Решен был так же вопрос о денщиках, которые единогласным постановлением присутствующих отменены. Для личных услуг офицеров, военных чиновников и военного духовенства (без различия исповеданий) разрешается иметь вестовых в действующих армиях и флотах, крепостных районах, в лагерях, на манёврах и на судах во время компаний, причём труд вестовых должен быть вознаграждаем. Кроме того, по соглашениям с полковыми комитетами, разрешается офицерам иметь вестовых в окраинных местностях России, или в расположении войск, где по местным условиям нельзя нанять гражданскую прислугу; вознаграждение труда вестовых обязательно и в этом случае.

При этом установлено, как общее правило, что вестовые не освобождаются от боевой службы.

Перейдя далее к вопросу об отдании чести, совещание постановило, что отдание чести во всех случаях отменяется, но для всех военнослужащих устанавливается добровольное взаимное приветствие. Отдание воинских почестей при похоронах, церемониях и т.п. сохраняется, так же как сохраняется и команда «смирно» во всех случаях определённых строевым уставом.