Что случилось с искусством научно-фантастической иллюстрации?

На модерации Отложенный

Лу Кэмерон (1924-2010). Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Машина времени". Изображение взято из открытых источниковЛу Кэмерон (1924-2010). Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Машина времени". Изображение взято из открытых источников

Я ни разу не искусствовед - обыкновенный потребитель-"чайник", но как представителей читательской массы, которая любит, чтобы хорошая, увлекательная книга была хорошо оформлена и проиллюстрирована, вопрошаю: что случилось с искусством научно-фантастической иллюстрации? Для того, чтобы попытаться отыскать ответ на этот вопрос, давайте кратко пробежимся по истории мировой фантастической иллюстрации. Начнем с века XIX, когда полиграфические мощности достигли уровня, который сделал возможной печать газет, журналов и книг воистину массовыми тиражами.

Эдуард Риу (1833-1900). Иллюстрация к роману Жюль Верна "Путешествие к центру Земли". Изображение взято из открытых источниковЭдуард Риу (1833-1900). Иллюстрация к роману Жюль Верна "Путешествие к центру Земли". Изображение взято из открытых источников

Надо понимать, что сколько-нибудь устойчивой традиции в иллюстрировании фантастических произведений в те баснословные времена еще не существовало, ибо сама научная фантастика только зарождалось. Да, художники умели мастерски изображать сказочных существ, рисовать библейские и мифологические сюжеты, но НФ-иллюстрация требовала от художника хоть немного разбираться в науке и технике.

Эдуард Риу (1883-1900). Иллюстрация к роману Жюль Верна "Двадцать тысяч лье под водой". Изображение взято из открытых источниковЭдуард Риу (1883-1900). Иллюстрация к роману Жюль Верна "Двадцать тысяч лье под водой". Изображение взято из открытых источников

Однако по мере научно-технического прогресса, когда вокруг все больше становилось разнообразных технических новинок, а наука сделалась не менее популярной, нежели спиритизм, художники постепенно приноравливались к новым реалиям. Уровень научно-технической достоверности научно-фантастической иллюстрации понемногу возрастал. Художники даже позволяли себе пошутить.

Анри де Монто (1825-1900). Иллюстрация к роману Жюль Верна "С Земли на Луну". Изображение взято из открытых источниковАнри де Монто (1825-1900). Иллюстрация к роману Жюль Верна "С Земли на Луну". Изображение взято из открытых источников

Специфика научной фантастики требовала от художника не только элементарных представлений о науке и технике, но и развитого воображения, которое позволяло бы представить вещи и явления ныне не существующие, но которые вполне могут появиться в более менее отдаленном будущем. Кажется, это называется методом экстраполяции. Однако и с этой задачей художники конца XIX, начала ХХ веков.

Энрике Алвим Корреа (1876-1910). Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Война миров". Изображение взято из открытых источниковЭнрике Алвим Корреа (1876-1910). Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Война миров". Изображение взято из открытых источников

Новый, ХХ век, вторгался в жизнь человечества под гудки паровозов и пароходов, в небо подпрыгивали первые аэропланы, а дирижабли все смелее поднимались под облака. Журналы все охотнее печатали увлекательные романы о грядущих чудесах прогресса, щедро иллюстрируя их фантазиями художников. Мрачные пророчества были не в моде и потому пугали гораздо сильнее, нежели сообщения о реальных войнах и катастрофах, особенно, если они случались где-то далеко.

Энрике Алвим Корреа (1876-1910). Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Война миров". Изображение взято из открытых источниковЭнрике Алвим Корреа (1876-1910). Иллюстрация к роману Герберта Уэллса "Война миров". Изображение взято из открытых источников

Фантастика из занятия отдельных чудаков стремительно превращалась в коммерчески выгодное предприятие, в том числе - и на рынке иллюстраций. Появились художники, для которых иллюстрирование научно-фантастических произведений стало источником заработка. Главными заказчиками выступали журналы, которые специализировались на приключенческой и научно-фантастической литературе.

Фрэнк Рудольф Пауль (1884-1963). Изображение взято из открытых источниковФрэнк Рудольф Пауль (1884-1963). Изображение взято из открытых источников

В 1920-1940 годах ХХ века не только на Западе, но и в Советской России начался расцвет научно-фантастической иллюстрации. Благо для нее хватало печатных площадей. НФ-публикации в таких журналах, как "Техника - молодежи", "Вокруг света", "Всемирный следопыт" не могли обходиться без рисунков. Да и книжные публикации щедро сопровождались ими. Достаточно вспомнить великого книжного иллюстратора Георгия Петровича Фитингофа, который отдал дань и НФ.

Георгий Петрович Фитингоф (1905-1975). Иллюстрация к повести Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали". Изображение взято из открытых источников Георгий Петрович Фитингоф (1905-1975). Иллюстрация к повести Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали". Изображение взято из открытых источников

Надо сказать, что именно великолепно иллюстрированные научно-фантастические публикации подготовили обыкновенного человека к чудесам грядущего - атомной энергии, роботам, космическим полетам и другим, которые вторгались в жизнь, словно сходя с книжных страниц и журнальных обложек. Издатели знали, что на будущее есть спрос, писатели этот спрос удовлетворяли, описывая приключения во времени и пространстве, а художники создавали визуально привлекательные образы иных эпох и миров.

Фрэнк Рудольф Пауль (1884-1963). Изображение взято из открытых источниковФрэнк Рудольф Пауль (1884-1963).

Изображение взято из открытых источников

Научная фантастика переживала периоды расцвета и упадка, Золотой век сменялся Новой волной, Ближний прицел - периодом НФ-бума. Приходили новые художники, без творчества которых немыслима история любимого вида литературы. Многие иллюстрации настолько слились с литературными произведениями, на страницах которых они увидели свет, что их авторы фактически превратились в соавторов писателей, эти произведения создавших.

Генрих Оскарович Вальк (1918-1998). Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете". Изображение взято из открытых источниковГенрих Оскарович Вальк (1918-1998). Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете". Изображение взято из открытых источников

Конечно, стать подобным соавтором талантливого писателя - это большая удача для художника. В нашей отечественной НФ такими художниками были Генрих Оскарович Вальк (1918-1998), Юрий Георгиевич Макаров (1921-1992), Александр Николаевич Побединский (1904-1979), Евгений Тихонович Мигунов (1921-2004), Лев Яковлевич Рубинштейн (1922). Без работ этих художников трудно представить писателей, какими являются Николай Носов, Анатолий Мошковский, Александр Казанцев, Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие, Георгий Мартынов и другие.

Лев Яковлевич Рубинштейн (1922). Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гианэя". Изображение взято из открытых источниковЛев Яковлевич Рубинштейн (1922). Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гианэя". Изображение взято из открытых источников

По другую сторону океана тоже были свои мастера, виртуозно проникающие в суть иллюстрируемых произведений, создавая впечатляющие образы героев и описываемых автором событий. Среди таких художников нельзя не вспомнить Фрэнка Рудольфа Пауля (1884-1963), Эдмунда Александра Эмшвиллера (1925-1990), Фрэнка Келли Фриса (1922-2005), Бориса Вальехо (1941), Майкла Уэлана (1950), Фрэнка Фразетту (1928-2010). Эти художники создавали визуальные воплощения миров Хьюго Гернсбека, Роберта Хайнлайна, Эдгара Берроуза, Клиффорда Саймака и образов супергероев Бака Роджерса и Флэша Гордона.

Эдмунд Александр Эмшвиллер (1925-1990). Изображение взято из открытых источниковЭдмунд Александр Эмшвиллер (1925-1990). Изображение взято из открытых источников

Случалось, конечно, что войны и экономические кризисы снижали качество и количество публикуемых научно-фантастических иллюстраций в книгах и журналах, но тем не менее, до семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века ситуация с ними была относительно стабильной. Причем - в СССР она продержалась до начала девяностых, а вот на Западе НФ-иллюстрация пришла в упадок лет на двадцать раньше. Нет, издатели порою радовали читателя обложками того же Уэлана или Вальехо, но внутренними иллюстрациями - уже нет.

Майкл Уэлан (1950). Иллюстрация к роману Эдгара Берроуза "Принцесса Марса". Изображение взято из открытых источниковМайкл Уэлан (1950). Иллюстрация к роману Эдгара Берроуза "Принцесса Марса". Изображение взято из открытых источников

Да и в Советском Союзе внутренние иллюстрации можно было найти в основном в книгах для детей и журнальных публикациях. Последние все чаще были либо абстрактно-символическими, либо мало относящимися к содержанию произведения. Были, разумеется, и исключения. Например, работы Роберта Жановича Авотина (1927-1997), Евгении Ивановны Стерлиговой, Галины Николаевны Бойко (1936) и ее соавтора Игоря Ивановича Шалито (1932).

Роберт Жанович Авотин (1927-1997). Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Звездные короли". Изображение взято из открытых источниковРоберт Жанович Авотин (1927-1997). Иллюстрация к роману Эдмонда Гамильтона "Звездные короли". Изображение взято из открытых источников

Что же случилось с научно-фантастической иллюстрацией в последнее десятилетие ХХ века и первые двадцать лет нынешнего? Можно выдвинуть несколько предположений. Во-первых, издатели стали экономить на всем, в том числе - и художниках. Нынешние иллюстраторы, в большинстве своем, получают сущие копейки. Для того, чтобы заработать на хлеб, они вынуждены работать много и быстро. Разумеется, при таких темпах они, как правило, не читают иллюстрируемые произведения, довольствуясь аннотацией и техническим заданием редактора. Во-вторых, долгие годы реализм, даже фантастический, был не в чести. Художники старались перещеголять друг друга по принципу "чем хуже - тем лучше".

Ли Розенблатт. Иллюстрация к обложке романа Роберта Хайнлайна "Фермер в небе". Изображение взято из открытых источниковЛи Розенблатт. Иллюстрация к обложке романа Роберта Хайнлайна "Фермер в небе". Изображение взято из открытых источников

В-третьих, массовое распространение компьютеров с набором самых разнообразных графических редакторов, позволяющих обрабатывать изображение как угодно, а сейчас еще и нейросети, сделали труд художника-иллюстратора не столько творческим, сколько техническим. Не нужно обладать собственной неповторимой манерой, особенным видением реальности, мастерски владеть техникой рисунка и прочими навыками графика и живописца, чтобы создавать образы фантастических миров. Исключения, разумеется, есть, но это именно исключения.

Александр Лейденфрост (1888-1961). Иллюстрация к обложке журнала " Astounding Science Fiction" №8 за 1941 год.Александр Лейденфрост (1888-1961). Иллюстрация к обложке журнала " Astounding Science Fiction" №8 за 1941 год.

Я намеренно не привожу современные иллюстрации, даже те, что мне нравятся. Понимаю, что выгляжу замшелым ретроградом и, наверное, новым поколениям приведенные выше картинки кажутся чем-то наивным и безнадежно устаревшим, но вот почему-то эти старые иллюстрации трогают душу и зовут к звездам, а современные, сгенерированные искусственным интеллектом, нет.