Реакция на фильм "Иди и смотри" как наших людей, так и немцев.

На модерации Отложенный

 Рассказ режиссёра картины о появлении идеи, необходимости его создания.

Этот фильм нам показали в армии. Во время просмотра , в самом начале ,как и всегда ,солдаты принялись комментировать фрагменты и героев ленты. Отпускали весёлые реплики. 

Шутки были ровно до того места, когда на экране задёргался широко раскрытый от ужаса глаз коровы, простреленной трассерами.

В зале повисла тягостная тишина. Думается, животное не пожалели на съёмках. Было видно как пули прошивают её. Это была смерть. Нам намерено показали. И мы это увидели. 

Когда фильм закончился, все также молча, гремя сапогами вышли из кинозала, опустив головы. Сказать , что были потрясены- ничего не сказать. 

Что говорить, про тех, кто видел это воочию.. 

**** 

17 октября 1985 года в советский кинопрокат вышел фильм Элема Климова "Иди и смотри". 

Повествование от режиссера___ - Я несколько раз перечитал книгу «Я из огненной деревни» - документальные свидетельства людей, чудом переживших ужасы фашистского геноцида в Белоруссии. 

Многие из них тогда были ещё живы, и некоторые рассказы-воспоминания белорусам удалось зафиксировать на киноплёнку. 

Никогда не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из зондеркоманды предложил: «Кто без детей, выходи». 

И он не выдержал, вышел, оставив внутри жену и маленьких детишек… Как сожгли, например, другую деревню: взрослых всех согнали в амбар, а детей оставили. А потом, пьяные, окружили их с овчарками и позволили собакам рвать детей. 

Я тогда задумался: а ведь про Хатынь в мире не знают! 

И я решил снять фильм об этой трагедии. Прекрасно понимал, что фильм получится жёсткий. 

Решил при этом, что исполнителем центральной роли деревенского паренька Флёры будет не профессиональный актёр, который при погружении в тяжёлую роль мог бы защититься психологически наработанной актёрской техникой, мастерством. 

Я хотел найти простого мальчика лет четырнадцати. Его надо было готовить к сложнейшим переживаниям, потом зафиксировать их на плёнку. 

И в то же время защитить его от стрессов (эта система психологической защиты была подробно разработана со специалистами), чтобы не в дурдом его после съёмок сдать, а маме живым и здоровым вернуть. 

К счастью, с Лёшей Кравченко, сыгравшим в итоге Флёру и ставшим впоследствии хорошим актёром, всё прошло благополучно. 

 

Я понимал, что это будет очень жестокий фильм и вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть.

Я сказал об этом соавтору сценария - белорусскому писателю Алесю Адамовичу. 

Но он ответил: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире». 

Работа над картиной началась. 

У Климова снималось много непрофессионалов - пожилых людей, крестьян, помнивших войну. 

Съёмочная группа работала как раз в тех местах, где всё это в войну и происходило.

 Климов признавался потом, что ему страшно жаль было этих людей, которым по его воле приходилось вновь переживать этот ужас. 

Как-то снимали сцену сожжения деревни. 

Массовку - местных жителей - согнали в амбар. Но нужного накала эмоций никак не удавалось добиться. 

И тогда кто-то из актёров, игравших немцев, дал очередь холостыми в воздух. И тут же из амбара раздался такой человеческий вой, сымитировать который было бы не под силу ни одному актёру… 

Наверное, кого-то раздражал фильм «Иди и смотри», его «шоковая терапия».

 А вот немцы говорили: «Это мы должны были снять такой фильм!» Сам Климов так вспоминал о реакции немецких зрителей: «Как-то на одном из обсуждений фильма встал пожилой немец и сказал: 

«Я солдат вермахта. Больше того - офицер вермахта. 

Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. 

Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме - правда. 

И самое страшное и стыдное для меня - что этот фильм увидят мои дети и внуки».