ИДЕОЛОГИЯ УКРАИНСТВА: КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ ХРЕНЬ

На модерации Отложенный

Один центр в Российской Империи
Появление «украинства» было тесно связано с поляками и с их борьбой за самостоятельность Польши. Первоначально «украинство» как движение зародилось в Уманском кружке польской молодежи – ученых и поэтов, воспитанников Базилианского училища (Северин Гощинский, Богдан Залеский, Михаил Грабовский), которые считали себя «украинцами», но, как чистокровные поляки, писали все-таки по-польски. Кружок после разгрома польского восстания в 1831 году прекратил свое существование, но его идеи были подхвачены другими молодыми людьми, которые в Киеве в 1840-х годах создали тайное общество – Кирилло-Мефодиевское братство.
Они бредили древними вольностями запорожского казачества и мечтали о республиканском строе для каждого славянского народа, со всеми демократическими «свободами» без исключения. Главными деятелями братства были Н. И. Гулак, Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш (с детства находился под влиянием Грабовского) и Т. Г. Шевченко (бредил польской революционной поэзией). Братство было раскрыто русскими властями, и его деятели отбывали наказание до конца 1850-х годов, после чего их возвратили из ссылки. Некоторые из них не перестали заниматься революционной деятельностью.
Наследницей революционной деятельности «украинского движения» стала организованная в Киеве в середине 80-х годов «Громада». Главными организаторами ее были историки, приват-доценты университета: М. П. Драгоманов (русский полтавец), В. Б. Антонович (поляк) и автор «украинского» гимна (по образцу польского) «Ще не вмерла Украiна» этнограф П. П. Чубинский (русский полтавец). Таково развитие «украинского движения» в пределах Российской Империи.

Другой центр украинства был в Галиции
Особую роль в борьбе с русским движением в Галиции сыграла римо-католическая церковь, которая опасалась так называемого его врагами «москвофильства». Не в силах повлиять на старое поколение русских деятелей, католические деятели обратили внимание на так называемых «народовцев», начав поддерживать их и параллельно корректировать их взгляды, внедряя идею о этнической различности североруссов и южноруссов. Образование было изъято из рук униатского «руссофильского» духовенства и передано польской администрации Галичины.
Богатый униатский орден «Василианов», был поставлен под контроль и руководство иезуитов (1882 г.). Была налажена система, когда получение лучших мест в Галиции, можно было получить только при обязательном исповедании «антирусских», украинских взглядов. Вся эта политика привела к разрыву в 1885 году, так называемых «москвофилов», с так называемыми «народовцев». Последние основали свой отдельный центр «Народную Раду», в противовес «Руськой Раде», начавшей свое существование еще в 1848 году. «Народовцев» активно использовала и австрийская администрация, и поляки и католическая церковь. Именно из среды «народовцев» к концу 1880-х годов и появляется то самое «украинство», которое принесло такой раскол в русский мир в XX столетии.
Войдя в соглашение с австрийским наместником графом Бадени и униатским митрополитом Сильвестром Сембратовичем. «народовцы» объявили «Новую эру» в культурно-политической деятельности для не-польского населения края.
25 ноября 1890 года в Галицком сейме представители «Русского клуба» депутаты Юлиан Романчук и А.Вахнянин, оба учителя «руской» гимназии, не советуясь с другими русскими депутатами, членам «Русского клуба», выступили с предательским заявлением, что народ Галицкой Руси не имеет никаких родственных национальных связей с остальной Русью и всецело предан католическому Риму и австрийской государственности.
Русские депутаты, члены «старо-руской» партии резко протестовали, против этого предательского акта, на что австрийская администрация ответила гонениями. Вскоре стало понятно, что такого рода выступление Романчука должно было стать фоном, для радикальных реформ, которые задумали в Риме и в Вене. В 1891 году в униатской церкви были проведено радикальное сближение унии с католичеством, были введены никогда ранее не празднуемые униатами католические праздники и изменено само положение униатской церкви.
В области образования в 1892 году было насильственно введено чуждое русскому языку фонетическое правописание в 1892 г. Правительство и католическая церковь всерьез занялись отчуждением галицко-русского населения от остального русского народа.

Отречение от русскости
Девяностые годы XIX века стали временем окончательного отречения «украинства» от всего русского, и даже от Православия.

«Украинство» окончательно связало свою судьбу с восточной политикой Австро-Венгрии, которая сама давно уже двигалась в фарватере большой политики Германии. Необходимо было «исправить» русскую историю, отыскав в веках «украинцев» и изобретя им «достойный» язык общения. В это время на политической сцене появляется один из главнейших идеологов «украинства» — Михаил Сергеевич Грушевский (1866—1934), выписанный австрийским правительством по рекомендации В. Б. Антоновича из Киева и приехавший в 1894 году во Львов (тогда принадлежавший Австро-Венгрии).
Грушевский преподавал в австрийских учебных заведениях «украинскую историю» и занимался реформированием и организацией «украинского» движения, созданием его идеологии. Он сильно в этом преуспел. До него в среде «украинства» велись споры — каким именем заменить названия малоросс и Малороссия.
Именно ему принадлежит «честь» поставления в нем всех точек над «i»: малороссы им были переименованы в «украинцев», а Малороссия – в «Украину», в значении имени собственного, а не нарицательного, как можно было бы употреблять эти слова. На совести Грушевского лежит также большой вклад в изобретение особого «украинского» языка: отказавшись от церковнославянских слов, он заменил их польскими (через польский язык он ввел много латинских, французских и немецких слов), но с соблюдением малорусского произношения.
Этим «языком» (о котором Стороженко – его критик – говорил, что это польский язык, в котором польские звуки приспособлены к малорусскому выговору) написана Грушевским десятитомная «История Украины-Руси», пестрящая «украинцами» и «украинскими» князьями. Все деятели «украинства», как и сам Грушевский, по своим политическим убеждениям были социалистами-революционерами и тесно сотрудничали с еврейским мировым революционным движением.

"Объединитель" украинства
В 1900 году Грушевскому удалось объединить почти всех деятелей «украинства» в Галиции в национально-демократическую партию с кличем: «Украина без хлопа и пана». После первой революции 1905 года Грушевский занимается активизацией деятельности «украинства» уже в малорусских землях Российской Империи, пытаясь соединить силы движения и в Галиции, и в России воедино.
Его национально-демократическая партия выдвигает требование еще времен Кирилло-Мефодиевского братства — о федеративном устройстве Русского государства, где бы «украинцы» имели широкую автономию с дальнейшим отсоединением, а также украинский сейм, избираемый всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием; они требовали устранения всякой централизации, в том числе и церковного управления, а также «признания всех прав украинского языка».
В 1909 году во Львове прошел «всеукраинский съезд», на котором была выработана докладная записка венскому правительству о возможности, при посредстве агитации галицких «украинцев», отделения всей малорусской части русского народа Российской Империи.
Украинский сепаратизм в XX веке становится все более беспринципным: он готов смириться с любым режимом, только бы он был «свой», то есть тем или иным образом поддерживал «украинское» движение. Так, многие самостийники во главе с М. Грушевским оказались в конце концов в стане большевиков, признававших названия «украинец», «Украина» и «украинский язык».
В 1923 году, после XII съезда, коммунистами была провозглашена политика «коренизации» — развития всех нерусских или считающихся таковыми народностей, выразившаяся на Украине в украинизации населения, внедрении «украинского» языка начиная с партийно-государственных служащих.

Украинский упырь
Наряду с Грушевским в начале XX века появился и вошел в политику другой «апостол» и творец «украинства» — Дмитрий Иванович Донцов (1883—1973).
Направление Дмитра Донцова, ставшее неким новым этапом философии украинского сепаратизма, было более радикальным. В отличие от Грушевского — историка, Донцов был идеологом («батька украiнського нацiоналiзму»), теоретическим наследием которого жили националисты ОУН (типа Степана Бандеры) и «дышат» сегодняшние «незалежные» самостийники.
Он считал Украину типичным образчиком западноевропейской страны, полностью чуждой византийско-татарской Московии, бывшей, по его мнению деспотической монархией, в отличие от глубоко проникнутой аристократическо-республиканскими тенденциями «Украины».
Во многом идеи Донцова были продуктом переработанных в «украинском» стиле философии немецкого национал-социализма и идей «консервативной революции».

Михаил Смолин