Реквием финскому нейтралитету

На модерации Отложенный


Эх, проиграла выборы наша разудалая тусовщица под крэпэнькое, премьер-министр Финляндии Санна Марин. Но своё дело довела до логического конца, превратив вверенное государство из процветающего образчика «скандинавского социализма» – в мишень для содержимого русской «Ядерной Триады» и прочих арсеналов, способных и без «ядрён-батонов» страну «тысячи озёр» обратить в пустынную трясину.

Итоги выборов

Вкратце по ним, ибо краем уха услышал завиральные песнопения некоторых наших «экспертов», гужующихся по разнообразным ток-шоу с клятвенными утверждениями: «скоро всё изменится в лучшую сторону», Россия с Финляндия вернутся к прежним, очень взаимовыгодным отношениям. Не вернутся, а чтобы рассуждать о финской политике, необходимо для начала изучить толику открытых источников, чтобы понимать, что из себя представляет победившая «Консервативная Национальная коалиционная Партия». И подпирающая их партия «Истинные финны», с третьим местом (социал-демократами Санны Марин) – мы уже имели возможность познакомиться.

Оптимизм поверхностных «экспертов» можно понять, слишком много прочитали европейской утренней прессы этого понедельника, там стон стоит вселенский. Мол, несчастных финнов ждет страшный и консервативный «правый поворот» в исполнении отъявленных популистов. Да, ждёт, с трона смахнули других отъявленных, только левого толка «зелёных троцкистов», собиравшихся страну «тысяч озёр» сделать лидером «солнечной и ветряной энергетики». Как там дует – не в курсе, но светит дюже богато, эт точно. Пожелаем удачи.

Ещё один штрих, теперь в развитии. Получившие «серебро» выборной гонки «Истинные финны» – это вам не цацки пецкать, а самые радикальные националисты экстремистского извода, их атаманша Риикка Пурра заняла третье место в «личном зачёте» по итогам голосования за лидеров политических партий (есть такая опция в избирательной системе Финляндии). Уж она даст … прокашляться всем прочим «популистам» в парламенте, левым-правым и серо-буро-козюльчатым.

Спросит с разудалой шалуньи Санны Марин за её буйные вечеринки, гигантский внешний долг Финляндии, действия Кабинета во время пандемии. Многое ещё чего припомнит, только о НАТО слова хулы не произнесёт, тому есть давние, тщательно скрываемые долгие годы причины. Сделавшие когда-то приветливую, чуть подвыпившую и рачительную страну «тысяч озёр» фактически четвертой республикой постсоветской Прибалтики, где русофобия – основа основ государственной политики, смысл жизни и принцип воспроизводства политических элит.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Припозднились что-то …

Теперь о вступлении в НАТО, состоявшемся намедни. Если быть объективным, коготок той птички в Альянсе увяз ещё дюжину лет назад, Финляндия – наиболее дисциплинированный и активный участник всех балтийских и северных манёвров НАТО и военных операций Альянса. Её военно-морские и военно-воздушные базы обросли дополнительной инфраструктурой для приема и обслуживания эскадрилий и эскадр такой численности и класса, коих на балансе военного ведомства страны и близко не значится. Готовили Хельсинки давно и планово.

Сказать, что процесс был гладким … нет, конечно. Некоторые мелкие партии в парламенте образовывали довольно крикливые коалиции, взывали к голосу разума. Предупреждали финских парней и дамочек не быть столь горячими, поскольку от России и русских целиком и полностью зависели приграничные города вроде Иматры и Лаппеэнранты, мелкий и средний бизнес Хельсинки, где ещё недавно русские рубли были само собой разумеющимся платёжным средством в частных расчётах. Об энергетической зависимости напоминали…

Так что неожиданным вступлением Финляндии в НАТО не нужно считать, ещё дюжину лет назад буйным русофобским цветом начали резать глаза финские издания типа «Yle» и «Helsingin Sanomat», типичная соросовская клиентела. Из номера в номер пичкавшие финнов исторической небывальщиной об угнетении и геноциде финно-угорских народов, пугалками о «коварных» русских, вот-вот готовых присоединить чухонские пейзажи не то к Ленинградской области, не то Мурманской.

Итог: в 2014-м году социология зафиксировала, что 72% населения Финляндии «не доверяет России», опасается физического поглощения страны. Уже тогда половина опрошенных склонялась уйти под «зонтик НАТО», а в прошлом году процент желающих вырос до 65%. Правые националистические партии совершили десятилетний спурт, из голосования в голосование набирая популярность призывами «вернём Выборг и Карельский перешеек!». И репарации получим.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Так что, по всем показаниям … тугодумами являются нынешние финские политики, словно сошедшие со страниц рассказов Джека Лондона, где финн (и швед, кстати) – редкая по наивности, дремучая деревенщина, которой только плоты гонять. К вступлению в НАТО и открытой русофобии страна «тысячи озёр» была готова давно: работодатели на полный оклад русских не брали, при любой оказии дискриминировали и третировали, а скандинавская «ювенальная юстиция» десятилетиями специально охотилась за детьми русскоязычных мамочек.

Проект «анти-Россия»

Триста лет назад королевство Шведское, на тот момент владевшее финскими землями, без малого столетие гоняло в хвост и гриву все европейские державы, по праву считалось равным Франции. История военно-политической мощи закончилась разгромом в Северной Войне, император Пётр I превратил амбициозного номерного Карла «Чугунная Башка» (по меткому прозвищу, данное ему турками) во всеевропейское посмешище, а через несколько десятилетий Швеция усилиями России стала затрапезной и бедной страной, продав русским финские земли.

Данный факт является отправной точкой как шведской, так и финской исторической неприязни к нам (ой, как же ясновельможных-то забыл, они из того же полка!), горечь давних военных поражений застят скандинавские очи несколько сот лет. Если Стокгольм со временем выработал собственную модель «нейтралитета», изжив реваншизм, то Финляндия после 1917-го буквально рухнула в какой-то иррациональный национализм с ненавистью к русским. Несмотря на широкую автономию в составе Российской империи, полное отсутствие дискриминации.

Не буду останавливаться на долгой и кровавой войне (большей частью диверсионной) молодой страны Советов с пресловутыми белофиннами, отношения всерьёз пришлось выяснять в 1940-м, в страшных сражениях Зимней Войны. А следом – и Великой Отечественной, где финны отметились военными преступлениями не менее своих коллег-гитлеровцев. Но товарищ Сталин, следуя данному Черчиллю слову – не стал проводить денацификацию Финляндии, сделал её северным «буфером», закрываясь от стран враждебного Запада.

Политические элиты той Финляндии прекрасно помнили, как лишились части территорий после Зимней Войны, насколько после второй мировой был подорван генофонд нации, от кого именно зависит их суверенитет. Став товарным и политическим мостом «социализм – капитализм», чудесно прожили почти 70 лет в статусе «нейтрала», построив добротную экономику, с удовольствие посасывая двух маток на Востоке и Западе.

памятник Ленину в Финляндии (фото из открытых источников)памятник Ленину в Финляндии (фото из открытых источников)

Инерции хватило на пятнадцать лет даже после распада СССР, прежний принцип «моста цивилизаций» оброс совместными предприятиями, людскими потоками по обе стороны границы. Финны делали колоссальную выручку питейным заведениям и ресторациям Санкт-Петербурга по выходным , русские – в эти же дни оставляли миллионы евро в автомобильных шопингах по территории Финляндии, целиком содержа придорожные городки и посёлки с окружающими землями, скупая всё, вплоть до последней крупинки форелевой икры особого посола, до сушёных грибов, ягодных сборов, вкусных копчёностей и колбас.

Последние политики Финляндии, кому не зазорно было пожать руку, исчезли с приходом в публичное пространство медиа-холдингов транснационального подчинения, финны стали читать и смотреть ровно то, чем усиленно пичкали француза, немца, голландца и британца. С незабываем запашком «прибалтийской повестки», особенно популярны стали темы национальной сегрегации русскоговорящих не-граждан.

Вот бы нам так, мы тоже оккупированные были сотни лет, унижаемы и дискриминированы – это стало национальным мейнстримом. А когда появились волны беженцев-мусульман в 2014-2015 гг., … о, национализм попёр квашнёй из кадки. Но полицейский террор и показательные процессы над «правыми экстремистами» градус недовольства сбили, толерантность стала распространяться на всех, кроме русских.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Финское общество моноэтническое, иерархическое, с давними традициями изолированных деревенских общин. Им очень легко управлять, если регулярно демонстрировать сакральный образ «непогрешимого начальника». Таким кумиром скандинавские СМИ давно сделали американцев, построенную ими понятную систему подчинения. Чухонской своей многовековой привычкой быть незаметными, сидеть по хуторам в режиме «лишь бы не трогали», не имея опыта исторической государственности – Финляндия, как любое другое молодое образование после лихолетья начала прошлого века, всегда искала покровителей: Антанту, Третий Рейх, СССР, собратьев-скандинавов.

Если к шведам отношение у финнов … сложное, так сказать, то датчане с норвежцами – авторитет непререкаемый, Хельсинки охотно копируют оттуда всё, вплоть до прямолинейного, очень незамысловатого «скандинавского национализма». Очень неглубокого, с явным парадоксом, что должен быть покровитель. Желательно коллективный (как в деревенской общине), имеющий далеко-далеко ярла или короля, который всех рассудит за подношение малое. Посмотрев на своих соседей, как они чудесно живут под «зонтиком НАТО» и ничуть не подавлены гегемонией США – финны без рефлексии переносят такое положение дел на себя.

А Россия, с 2014-го года пошедшая против «общины», а в прошлом году прямо бросившая прямой вызов «ярлу и королю» – в скандинавской логике является возмутителем спокойствия, нарушителем принятых правил и законов. Именно в такой простой логике рассуждает финский политикум и население. Не понимая, что такое настоящий суверенитет. Мышление (в хорошем смысле слова) хуторянина, когда личная свобода и выгода более значима, чем интересы далёкого «государства». Моя хата с краю фьорда… густо замешанная на религиозной непогрешимости северного протестанта.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Есть в Финляндии русофобия? Конечно, причём давняя, едва ли не на генетическом уровне. Агрессивна она, как в Прибалтике? Нет, северный спокойный характер, недюжинная деловая хватка, расчетливость и убеждённость в собственной исключительности делают коллективного финна слабым генератором негативных чувств к русским. Как только геополитическая ситуация качнётся в нашу сторону, всех «правых популистов» или «зелёных троцкистов» просто смоёт, к власти (как не раз бывало) спокойно придёт «рациональная партия» или коалиция. Не любящая Россию, но умеющая с ней сотрудничать.

На заклание

Теперь о военном аспекте вступления Финляндии в НАТО (как и Швеции – там и без Турции вопрос уже решён). С точки зрения планирования мы получили под боком огромный плацдарм для развёртывания враждебных России армий Альянса и что более важно – инфраструктуры. Но есть нюанс, как говорится. НАТО теперь чешет в затылке, не зная что делать с обширной малонаселенной территорией, пять с половинной миллионов финнов на гигантских 339 тысячах квадратных километров. И второразрядной армией в 25 тысяч штыков. Плюсом – с вдвое увеличившейся границей Альянс-Россия в 1200 вёрст.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Если в глубине страны «тысячи озёр» приличная транспортная инфраструктура и вместительные военные аэродромы, то военно-морские базы находятся практически под прямой наводкой русского оружия, их придётся оснащать эшелонированными позиционными районами ПРО и ПВО, словно стратегические объекты с размещённым там ядерным оружием. Приграничная военная и гражданская инфраструктуры Финляндии крайне слабы, нужно многое строить с нуля, чтобы организовать полноценный «железный занавес».

Бюджет страны «тысячи озёр» не потянет военных расходов в полтора-два процента ВВП, ныне принятых в НАТО, в казне мыши дохнут и государственный долг растёт. Прошедшую зиму финны пережили трудно, десятикратное местами увеличение расходов на коммуналку (электричество дико подорожало), продовольственная инфляция за 200% по основным группам корзины, впавшие в лютую депрессию приграничные с Россией регионы … это только верхушка айсберга и расплата за безудержную русофобию, дальше будет только хуже.

Но никто не будет в здравом уме вкладываться в Финляндию, как форпост конвенциональной угрозы России, это одноразовый плацдарм для взлёта американских F-35A, семь десятков которых заказали Хельсинки в 2021-м году. Данные машины являются платформой для несения ядерных бомб, вот здесь кроется главная опасность Финляндии, как огромного аэродрома. До Санкт-Петербурга по прямой от финской границы всего 151 километр, так что решение в случае прямого столкновения с НАТО придется принимать в течении 8-10 минут, за подлётное время.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Выводы

Итак, ползучая «финляндизация» со времён товарища Сталина глубоко пустила корни, финский национализм оброс мифами, одним из главных является убеждение: «русского медведя» уничтожил изнутри советский деятель Отто Куусинен, хоть и предатель страны, но таки доморощенный суоми. Поэтому, путь Финляндии в НАТО был предопределён ещё с середины 90-х годов прошлого века, как только Хельсинки пригласили в ЕС. Нейтралитет закончился именно тогда, а после начала регулярных военных учений с Альянсом и участия во всех «миротворческих миссиях» – его призрачная дымка испарилась окончательно.

Не было шансов у Финляндии построить свой суверенитет и опыта такого не существовало. Сначала нищие задворки блестящей и грозной Швеции, затем автономная и глухая провинция Российской империи, без всякого реабилитационного периода – безудержная фашизация под чутким управлением Англии и Франции, прыжок в объятия Гитлера, «чудо спасения» от денацификации благодаря воле товарища Сталина. Все эти метания и шараханья лишь копили обиды, заставляли искать виновника всех бед. Не трудно догадаться – его нашли.

А категорическое нежелание заниматься самостоятельной внешней политикой, всегда передавая такое суверенное право наиболее сильному или понравившемуся, привело … к упущенной геополитической выгоде. Финляндия, если бы меньше слушала сладкоголосых сирен Дании и Норвегии, Брюсселя и особенно Прибалтики – была способна молча устроиться на нескольких стульях в регионе, с одинаковой выгодой шкурить НАТО и Россию. В качестве дополнительного балансира привлекая Китай, который был очень заинтересован в Хельсинки при прокладке своего «одного Пояса – одного Пути». А предложения поступали, китайцам очень нравилась железнодорожная сеть страны «тысячи озер», ширина колеи. Но вместо всех выгод … НАТО.

Как только в мае прошлого года Хельсинки объявили о совместном со Стокгольмом «блицкриге» в сторону Альянса, первыми отреагировали так называемые «резервисты», устроившие интересный демарш. В десять раз выросло число увольнений из армии, а финская молодёжь массово начала отказываться служить «срочную». Законодательство Финляндии таково, что уголовное преследование таких дезертиров запрещено, если они написали заявление об отказе в Генштаб. Либо не хотят видеть себя в резерве.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Так что проблемы финнов ждут немалые, поспешное вступление в НАТО уже встретило яростное сопротивление офицерского корпуса, который задал резонный вопрос: а что с положенным полуторным денежным довольствием? А кое-кто поговаривает о тройном, обращая внимание на кратно выросшие риски. Не нужно заканчивать военную Академию, чтобы понимать: в случае наступления острой фазы противостояния с Россией – страна «тысячи озёр» первой окажется под превентивным ядерным ударом, русские не будут устраивать воздушные догонялки за самолётами, способными нести ядерное оружие, их обезвредят на земле.

Не будет Россия и начинать новую «гонку конвенциональных вооружений», она не СССР с блоком союзников Варшавского Договора и бывшими республиками. Вопрос натовской угрозы будет решаться совсем другими методами, не танками и штурмами оборонительных линий. Но нынешние политики Хельсинки – не генерал де Голль, который в марте 1966 года официально уведомил США о решении Франции выйти из НАТО. Перед этим побывав в СССР, где ему на Байконуре продемонстрировали пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-16У. Потрясённый генерал спросил Брежнева: «Такая же ракета и на Париж нацелена?». На что Леонид Ильич усмехнулся … «Не беспокойтесь. Не эта».

Байконур-1966 (иллюстрация из открытых источников)Байконур-1966 (иллюстрация из открытых источников)

Байка то или нет, была ли потом показана на площадке №60 космодрома крышка ракетной шахты с надписью «Париж» – никто не знает. Но мудрому боевому генералу хватило впечатлений, чтобы по возвращении домой вышвырнуть штаб НАТО из Парижа в Брюссель. А потом и выйти из состава Альянса. Любая страна, вступая туда – не получает гарантии безопасности перед прочими ядерными державами, решения принимает только Вашингтон, ни за кого умирать не намеренный.

А что до … поплывшей разумом Финляндии, можно только искренне посочувствовать. Будущего светлого у страны «тысячи озёр» нет теперь, в обозримом даже не предвидится. Предложения Владимира Путина десятилетней давности стать логистическим «хабом» для арктической ветки глобальной китайской паутины Нового Шелкового Пути – отвергнуты. Как и ворота в русскую Арктику закрыты, именно там после 2030-го года окажется главный мировой центр разработки недр с полезными ископаемыми. Если не сгорим раньше – нищая, но до зубов вооруженная Суоми будет снова глухой провинцией, теперь уже НАТО.