«Храбрые, но отсталые». Немецкий генерал про польскую армию
На модерации
Отложенный
Польская кампания вермахта сентября-октября 1939 года характерна тем, что у немцев тогда был не очень солидный, мягко говоря, опыт боевых действий. По сути, только «практика» в Испании да маневры в Австрии и Чехословакии. Хотя немцы имели явное техническое и тактическое преимущество.
Но вот в артиллерии и пехоте, казалось, силы были более-менее равны. Это отмечал и немецкий военачальник Фридрих Вильгельм фон Меллентин:
Польские уланы, 1939 год. Художник: Richard Hook.
«По своим размерам польская армия была внушительной и, казалось, оправдывала утверждение польского правительства и прессы о том, что Польша стала великой державой.
На бумаге поляки могли выставить тридцать дивизий первой линии, десять резервных дивизий и одиннадцать кавалерийских бригад...» (с) Ф. В. фон Меллентин. Бронированный кулак вермахта.
Однако, поляки так и не сумели использовать все свои потенциальные контингенты пехоты. Одна из причин — действия немецких авиации и механизированных соединений.
Другая причина — нежелание поляков отступать на более выгодные рубежи, с одновременной надеждой на быструю помощь западных держав — Франции и Великобритании.
Войско Польское, 1939 год. 1. Поручик польских ВВС в служебной форме образца 1936 года. 2. Майор кавалерийских частей в служебной форме для верховой езды. 3. Рядовой пехотных частей в служебной форме с походным снаряжением. 4. Старший сержант танковых частей в служебной форме поверх которой одета кожаная куртка для экипажей бронированных машин. 5. Моторист польских ВМС в выходной форме. Художник: А. Каращук.
Но на западе началась «Странная война», да и поляки были фактически разгромлены ко второй половине сентября (хотя последние отряды капитулировали 6 октября).
По мнению Меллентина, полякам не хватало авиации и зенитной артиллерии, тогда как их военная стратегия находилась «в глубоком кризисе» и мало поменялась с 1920 года. Немецкий генерал отмечал храбрость поляков, особенно кавалеристов (желая подчеркнуть «отчаянность» поляков немец даже повторяет устойчивый миф про «атаку с шашками на танки»). Но критиковал организацию польских вооруженных сил и самонадеянность командования.
«На польскую военную клику ложится тяжелая ответственность за положение, в котором оказалась польская армия в 1939 году. Конечно, на её техническом оснащении сказались экономические факторы, но не может быть никакого оправдания тому, что поляки не сумели оценить влияние огневой мощи на современную тактику.
Художник: Jaroslaw Wróbel.
Такими же слепыми они оказались и в области стратегии...» (с) Ф. В. фон Меллентин.
Да, это был период, когда у самих немцев многое было «в первый раз», более того, позднее они проводили довольно основательную «работу над ошибками» (в том числе отмечались недостатки материальной части). Но поляки де-факто сыграли в поддавки, так как размазали свои войска на широком фронте и решили не использовать преимущества местности. Оттого такая жесткая оценка у Меллентина (в общем-то, не только у него).
Фактически, вермахт применил против поляков прием «классического окружения» (слабый центр — сильные подвижные фланги), известный ещё со времен карфагенянина Ганнибала Барки. Разумеется, в куда больших масштабах и с применением моторизованных (и танковых) дивизий с авиацией.
Ситуация к 15 сентября 1939 года.Подобного рода операция в реальных боевых условиях проводилась впервые. Так что даже часть немецкого командования сомневалась в успехе плана «Вайс».
Но в итоге уже к 17 сентября немцам удалось окружить «почти всю польскую армию». По мнению Меллентина, поляки по «уровню военного развития» остались в Первой мировой войне, тогда как польская дивизия во всем уступала немецкой...
Комментарии
Бой под Кроянтами, произошедший 1 сентября 1939 года, лёг в основу истории о кавалерийской атаке. В мемуарах Гудериана говорится о кавалерийской атаке 3 сентября. Историк А. Исаев описывает бой следующим образом: польский 18-й Поморский уланский полк в первой половине дня 1 сентября вёл оборонительный бой. Во второй половине дня полку было приказано атаковать немецкую пехоту с тыла и затем отступить назад. Маневренный отряд полка (1-й и 2-й эскадроны и два взвода 3-го и 4-го эскадронов) должен был зайти пехотинцам с тыла, а после атаки отойти к польским укреплениям в местечке Рытель.
Отряд обнаружил, что батальон немцев расположился на привале в 300—400 м от опушки леса. Было решено атаковать, пользуясь эффектом внезапности. Командир 18-го полка полковник Масталеж принял участие в атаке. Кавалеристы весело рубили саблями застигнутых врасплох и бежавших пехотинцев, пока из леса не показались немецкие бронемашины, открывшие пулемётный огонь. Также в бой вступило одно немецкое орудие. Поляки были вынуждены отступить, понеся большие потери, уцелела половина всадников. По современным данным , после кавалерийской атаки погибли три офицера (в том числе командир полка) и 23 улана, один офицер и около 50 улан были ранены.
Таким образом, кавалеристы не атаковали танки, а рубили зазевавшихся фрицевских пехотинцев, пока сами не подверглись обстрелу бронемашин, после чего уже им пришлось тикать.
Довольно известный польский художник Ежи Коссак в 1939 году написал эпичное полотно "Битва под Кутно". Как творческий интеллигент Ежи о танках в частности, и о войне в общем, ни хрена не знал имел весьма отдаленное впечатление. Поэтому доставляет здесь всё - начиная от стрельбы из пистолета в триплекс, сдающихся под могучим напором улан немецких танкистах и заканчивая ударом пики в лоб неизвестному бронемонстру, явно вылезшему из похмельных фантазий художника:
Видимо поняв, что с нетленкой он погорячился, в 1943 Коссак перерисовал свой шыдевр:
Сразу надо сказать, что помогло это мало:
Но и с другой стороны бой был запечатлен на эпичном полотне. Хотя для оправдания фрицевского художника надо сказать, что сие произведение было им нарисовано для журнала Der Pimpf за октябрь 1939-го.Некоторые пояснения - Der Pimpf это журнал немецкой молодежной организации Юнгфольк (Гитлерюгенд для самых маленьких).
Чем примечателен в свою очередь этот шедевр? Тем, что гоняет польских уланов ссаными тряпками,...тьфу - атакует польских кавалеристов танк Neubaufahrzeug, Прототип тяжелого танка фирмы "Рейнметалл" по техзаданию от 1933. Выпущено 5 штук, два из неброневой стали, три вполне себе боевые машины. Все боевые танки (напомню 3 шт!) воевали в 1940 году в Норвегии в составе 40-го танкового батальона специального назначения (Panzer-Abteilung z.b.V.40) , 1 из них был потерян в бою с англичанами 26 апреля 1940 года (по другим данным 21.04.40). Два других были разобраны гансами на метал в 1942 году.
Немецкие танки Nb.Fz. (Neubaufahrzeug) во дворе завода «Рейнметалл» (Rheinmetall AG) в Дюссельдорфе, перед отправкой в Норвегию
Соответственно этих "тяжелых" танков в Польше быть не могло. Да и вообще в этом бою танков с немецкой стороны не было, были бронемашины.
Вот такой вот мифический эпизод, использованный в пропаганде обеими сторонами.
(с)
Подробности про сам эпизод я знаю, знаю, что немцы его использовали, а про эту немецкую картинку не знала, спасибо))
Для меня - социолога, а не историка - интересен не столько сам эпизод, сколько его отражение в культуре.
В послевоенные времена атака конницы на танки стала кульминацией фильма Вайды "Лётна"