Хроники Америки, идущей под откос … пока железнодорожный

На модерации Отложенный



Конспирологам каждая новая катастрофа или авария – плюсик в карму и повод укрепиться в бесчисленных теориях заговоров (Петров и Боширов теперь любят не только на шпили поглазеть, ага), а экономическим и военным экспертам многое становится понятно о диагнозе Гегемона.

Не буду перечислять десятки крупных аварий и настоящих полноценных крушений, «чёрный сезон» был фактически открыт в Огайо (вчера продолжился уже на воде баржами с токсичным содержимым), где в феврале под откос уплыл целый состав компании «Norfolk Southern» с опасными химикатами. Нужно отдать должное местным жителям и телеведущему №1 Америки Такеру Карлсону, сумевших с нескольких попыток к региональной техногенной катастрофе привлечь внимание, не забыв хорошенько «макнуть» в токсичные реки Байдена и его разудалую Администрацию, внутренние проблемы США в упор не видящую.

Крушение поезда с токсичными веществами, следом пожар на металлургическом заводе в том же Огайо, потом падение поезда с «опасными жидкостями» в Мичигане, возгорание на ядерном объекте по переработке урана, опять железнодорожные катастрофы – Висконсин, Аляска, Калифорния, Массачусетс, Чикаго, Сан-Бернардино (Калифорния), Северная Дакота. Последние перечисленные места крушений … только за прошедшую неделю, если что. А следить за хронологией этих довольно странных событий стало крайне утомительно, впору обратиться к популярной карикатуре:

ТГ-канал kukufffka карикатурыТГ-канал kukufffka карикатуры

Такое впечатление, некто всемогущий пробормотал заклинание ведьмину горшочку и приказал «Вари!», а сам убыл в долгосрочный отпуск, сплошная чертовщина творится. А кучность железнодорожных катастроф, пристальное теперь к ним внимание многих натолкнуло на нехорошие мысли об управляемости процесса, прямой диверсионной деятельности.

Промышленной ли, государственной, не суть. Эти варианты не будем рассматривать, хотя китайские товарищи в социальных сетях интереснейшие версии обсуждают. Нужно понимать: явление системное, а кадры с мест катастроф прямо указывают на убитую железнодорожную инфраструктуру, местами сгнившие деревянные (!) шпалы, множество других признаков, которые намётанный глаз специалист выхватывает и только изумлённо цокает языком с восклицанием «докатились».

Да, катились США к подобным проблемам долго, некоторые железнодорожные ветки аж с конца позапрошлого века, большинство – со времён выхода из Великой Депрессии и реиндустриализации США, когда Рузвельт взял в охапку господ капиталистов частных железнодорожных компаний и прошипел им в лицо: Великой Америке нужна величайшая в мире железнодорожная сеть, нам скоро войну вести, модернизируйте, ремонтируйте, перешивайте, прокладывайте и расширяйте. А после второй мировой никаких инвестиций национального уровня в рельсы, шпалы и прочую инфраструктуру не вкладывались.

Впервые о катастрофическом состоянии и системных сбоях в федеральном процессе регулирования безопасности на железных дорогах заговорила Сара Файнберг, возглавлявшая Федеральное управление железных дорог при Обаме, за что была жестоко ошельмована в либеральной прессе. А сказала-то всего: федеральные чиновники по безопасности со времён президента Буша-старшего не могут согласовать в Конгрессе новые правила для эксплуатации ж/дорог, критически важных транспортных узлов. Все начинания проваливаются в бюрократическое болото, либо отклоняются лоббистами крупного бизнеса, старающихся выжать из отрасли максимум выгод без инвестиционных затрат.

Согласно отчетам Правительственной группы наблюдения в США «Open Secrets», картина получилась позорная: частные железные дороги тратят огромные средства на лоббистов Конгресса (но коррапшен, но криминалити, да-да), наполняя их избирательные фонды «пожертвованиями». Одна лишь компания «Norfolk Southern» содержит 36 конгрессменов совершенно официально, выбивая из Капитолия очень любопытные разрешения по «оптимизации отрасли».

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Заканчивающиеся массовыми увольнениями персонала, разрешениями увеличивать длину составов и запускать оные в автоматизированном режиме без сопровождения поездных бригад. Возьмём к примеру аварию под сан-Бернандино. Слетел с рельсов именно такой состав, по отчетам «двигавшийся неконтролируемо, с превышением скорости, без поездной бригады в кабине». Обычное дело для «оптимизированной» Америки, называется процесс «распределённой тягой с радиокомандным управлением». Хотя при Трампе с этим злом и вопиющим нарушением правил безопасной эксплуатации пытались бороться. Без толку.

Накинем жуткое состояние полотна и повышенную грузоподъёмность американской «железки» (нагрузка на ось – чуть более 30 тонн, у нас – 25). Но железнодорожные компании словно не замечают проблем, каждый год добавляют к своим «автоматизированным составам по точному расписанию» всё больше вагонов. А с 2015-го года началась вообще какая-то дичь, через лоббистов в Конгрессе «Федеральное управление железных дорог США» лишили прав контролировать и наказывать нерадивые компании за отсутствие вдоль полотна автоматических тепловых датчиков системы оповещения (сигнализация о перегреве колёсных пар).

Если раньше при такой тревоге машинист немедленно останавливал состав и вызывал экстренные бригады ремонтников, то сегодня (при радиокомандном управлении и жесточайшей точности расписания) не создана автоматическая система пересмотра всего движения на участках при возникновении таких ЧП, видите ли … дорого. Акционеры недовольны, им нужна сиюминутная прибыль, а не долгие годы огромных расходов на ремонты и восстановление железных дорог Америки.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Единые Правила, которые проблему безопасности могут решить – десятилетиями лежат в Конгрессе. В тех же чуланах пылятся совместные инвестиционные программы федеральных властей, отдельных штатов (с компаниями-перевозчиками и владельцами ж/дорог) о перешивке изношенных путей и реконструкции инфраструктурных объектов.

В августе 2021 года Администрация Байдена (ужаснувшись расходам на восстановление экологической обстановки после тысяч аварий и разливов всякой гадости) прикрикнула на Конгресс, с кислой физиономией достала из-под сукна программу Трампа о развитии инфраструктуры США ценой почти полтора триллиона долларов. Триста миллиардов оттуда изъяла, оставшиеся средства расписала на строительство мостов и дорог, транспортировку экологически чистой энергии, обеспечение населения высокоскоростным Интернетом и чистой водой, модернизацию портов, аэропортов, общественного транспорта и так далее.

Заложив жалкие десять миллиардов на программы транспортной безопасности, железнодорожной в частности (ранее было почти сто). Но фокус был в том, что федеральный триллион баксов планировалось получить от продажи нефти из стратегического резерва (SPR), которые ушли, кто помнит – на летние упражнения 2022-го года по стабилизации топливного рынка США. Программа осталась без финансирования, вновь спрятана в чуланы Белого Дома и Конгресса.

Так что, 1700 аварий на железных дорогах США со сходом составов/вагонов только за прошлый год (в России, если что – всего сто, но у нас сеть в два раза меньше по протяженности и грузоперевозок в три раза меньше) говорят о полной утрате федерального контроля над ситуацией. Как написал взбешённый Дональд Трамп, комментируя отказ Администрации Байдена изыскать средства на его План инфраструктурной модернизации США: «забудьте о давнем символе стабильной и надёжной Америки, её великих железных дорогах, мы ступили на дорогу исторического упадка и деградации». Пафосно, но справедливо.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Выводы.

К чему статья, спросите … Интересные мысли посещают, далёкие от четырех аварий в сутки на американской «железке». Мы имеем самую богатую страну на планете, которая старательно всех убеждает в собственной индустриальной и военной мощи. И стоит всё на китах частной инициативы и бизнеса. А государственное участие в регулировании подобных процессов – это фу-фу-фу и лютая ересь. Поглядишь на десятки железнодорожных компаний США, владеющих подвижным составом, участками железных дорог, прочей инфраструктурой на дистанциях – становится понятно совсем другое.

Есть вещи, которые частнику передавать в руки категорически нельзя. Для миллионов жизней собственных граждан, которые прямо и опосредованно (через экологию) страдают от жадности конкретной компании. Когда в том же Огайо страшно смотреть на ушатанные до изумления стрелки, тупики, разъезды и само полотно, которое со времён Гражданской войны и освоения Америки не видело ремонта, такое впечатление. Как-то наше разудалое РЖД язык не поворачивается костерить после такого.

Львиная доля всех аварий на «железке» США, если верить Федеральному управлению железных дорог, происходит именно из-за бизнес-подхода частника, не способного смотреть на проблему комплексно, с учётом интереса соседей и состояния его инфраструктуры. Есть ответственный владелец, регулярно вкладывающийся в модернизацию, а есть буржуин, выжимающий последний доллар из наследия 30-40-х годов прошлого века. Вот и слетают цистерны при пересечении границ переменной электрификации одного участка – на постоянную и наоборот.

Да ещё с неизвестным коэффициентом изношенности полотна, его поведении при сезонном перепаде температур. Стоило американскому ВПК получить в прошлом году большие оборонные заказы, увеличить производство некоторых видов вооружений и снаряжения в разы … здравствуй, неожиданное последствие нежелания заниматься собственной страной на протяжении десятилетий. А планы-то стоят грандиозные, Пентагон требует с 2024-го года поднять производственные показатели «оборонки» на 500 % только в тяжелых вооружениях.

чудо-мосты (иллюстрация из открытых источников)чудо-мосты (иллюстрация из открытых источников)

При всём пренебрежительном отношении к балаболу Дональду Фредовичу – он ещё в 2018-м предупреждал «крупный бизнес» о грядущем и лютом энерго-дефиците, неспособности США стать «арсеналом демократии», как во времена Рузвельта. Если сегодня в США не подступиться по цене к бетонным шпалам для железной дороги, как Гегемон собирается «украсть Европу», перевезти к себе крайне энергоёмкие производства, запитать их, построить тысячи новых цехов и промышленных площадок?

Ладно, проблема решаема .. лет через десять, а как быть с «оборонкой», которая должна потреблять миллионы тонн ресурсов, нефти, химикатов, металла, угля и оборудования? С Россией и Китаем янки воевать собрались, грозят и щёки надувают. Бравые солдаты Швейки с крайней формой подагры, ревматизма и артроза. Военная экономика начинается с бесперебойно работающих железных дорог, закончившихся в США чуть больше, чем полностью. Уверен, не только в русском Генштабе с умилением наблюдают за нарастающим валом тромбов в жизненно важных сосудах Гегемона, представляют себе истинное положение дел.