Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции?

На модерации Отложенный

Наша система образования оказалась сегодня на краю пропасти. И учителя, и преподаватели вузов, и специалисты на производстве в один голос твердят: образовательный уровень, кругозор выпускников, абитуриентов крайне низок. Если срочно не принять меры, страна окажется выброшенной из списка претендентов на мировое господство - никакое Сколково не поможет. Искусствовед Михаил КАЗИНИК и писатель Александр ПРОХАНОВ пытаются выяснить, кто виноват в сложившейся ситуации и как её можно исправить - в том числе, используя опыт, накопленный в прошлые эпохи.

«Всё - на возделывание души!»
Михаил Казиник
Музыкант, культуролог

Мир сегодня меняется с огромной скоростью. Школа же наша не меняется десятилетиями. Как строится школьная программа? У учителя географии есть 40 минут, чтобы рассказать, к примеру, про географию Португалии. 25 минут он потратит на то, чтобы утихомирить класс, ещё 10 - поругать за то, что не слушают. Потом он проверит домашнее задание и скажет, с какой по какую главы дома прочитать. Дальше - урок истории. Франция, XVII век. На какой минуте истории забудется география Португалии? На первой! Следующий - урок музыки. На какой минуте школьники забудут Францию? Тоже на первой. Вывод: эта школа сформирует у детей клиповое сознание, которое не позволит им составить полноценную картину мира.

Поколение гениев

А вы знаете, какой была школа в дореволюционной России? Расскажу вам лишь одну историю. 1913 год, ещё 4 года до 1917-го. 11-летняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии, обращается к дядюшке: «Что у Вас написано в медальоне? Вы никому никогда не показываете эту надпись». «Пожалуйста, - дядюшка протягивает медальон. - Посмотри. Ты всё равно ничего не поймёшь». Девочка смотрит несколько минут на выгравированные на крышке четыре ноты. И вдруг кричит: «Знаю! Там написано «Я люблю вас». Вы представляете, как тогда учили девочек, если этот ребёнок к своим 11 годам умел петь ноты с листа, знал роман в стихах Пушкина и оперу Чайковского «Евгений Онегин» и смог вспомнить арию Ленского со словами «Я люблю вас, Ольга!»? Какую прививку от бездуховности ей сделали!

И как нужно было воспитать мальчика, чтобы он мог завоевать любовь этой девочки? Тогда в стране думали о сохранении генофонда. В России всё было продумано! И мужчину воспитывали, чтобы, с одной стороны, он был воин, защитник, а с другой - образованный духовно человек. Так в России готовили поколение, которое на рубеже ХIХ-ХХ вв. породило невиданный прорыв в культуре… Россия стала рождать гениев одного за другим. Постепенно сформировалась целая система воспитания - не только гениев, но и тех, кто будет способен воспринять их творения, сформировалась прекрасная система образования.

А в 1917 году произошла страшнейшая вещь - Россия приняла на себя этот ужасный эксперимент, который зижделся на двух человеческих качествах: зависти и ненависти. Ленин ведь прекрасно понимал, что делает. Он хотел навсегда получить единоличный доступ к богатствам одной шестой части суши. И он его получил. Его потомки продолжают выкачивать недра этой земли. В таком случае что им нужно - просвещённое общество или рабсила, которая будет заниматься обслуживанием нефтяных и газовых труб и не задавать лишних вопросов? Ответ очевиден! Остальные - кто не будет работать на трубу - им вообще не нужны. И мы видим это по отношению к старикам, к инвалидам, которые, отчаявшись дождаться помощи, пытаются сами цепляться за жизнь. Сколько в России умерло великих в прошлом актёров - в полной нищете, в одиночестве?

Россия - «Дом-2»

Как из этого выбраться? Достигли мы дна, от которого можно будет оттолкнуться? Видимо, да, достигли. И поэтому начинаем снова рождать очень много талантливых детей. Я был на Камчатке. Туда на мой мастер-класс приехала девочка из такой глубинки, для которой ободранный Петропавловск-Камчатский - центр цивилизации. Она играет на детской скрипочке - денег на взрослую у неё нет. Но играет так, что в любой стране мира она моментально стала бы миллионером. Туда же, в Петропавловск, бог знает откуда приезжает гениальный мальчик Тимофей. Но в чём ужас? Слушатели этих талантов живут в других странах - в их родной стране их сегодня никто не оценит по достоинству. Видимо, властям важно, чтобы разум наш по-прежнему спал. Я уже как-то пошутил горько, что Россия теперь не наш дом, а наш «Дом-2».

Надо срочно исправлять систему образования. Дайте мне помещение, я соберу там учителей и научу каждого, как надо объяснять детям историю, музыку, литературу. Я называю это комплексно-волновой урок. Такие уроки - единый гуманитарный комплекс - запоминаются намного лучше. И все учителя - истории, литературы, географии, музыки - готовятся вместе. Мы имели возможность опробовать это в школе в г. Выксе. Темой дня стала Дания. И через сказки Андерсена, через его «Соловья», через крапиву, из которой Эльза вязала рубашки своим братьям, через музыку Грига мы рассказывали ученикам 4-5-х классов об этой стране.

Когда через месяц проверили их знания, выяснилось, что дети запомнили ВСЁ. Понимаете, количество знаний сегодня не играет роли - для этого есть Интернет. Необходимо дать ученику принципы мышления и восприятия.

Мы сегодня делаем очередную глупость, пытаясь копировать западную систему образования. Этого делать нельзя! Вред их системы не только в том, что школьников не учат мыслить, а натаскивают на все эти тесты. Хуже другое - эта система не видит в подростке личность. А Россия всегда была сильна именно личностями. И своих умных идей у нас предостаточно. Нам по силам создать великую гуманитарную школу, которую будут копировать другие страны. Нам надо - в который раз в истории человечества - вытаскивать мир из той пропасти бездуховности, в которую он постепенно сползает. Нужно всё поставить на культуру, все ставки! Туда бросить все силы. Ведь что такое культура? Это возделывание души! И оно - самое главное.

Страну - за парту
Александр Проханов
Писатель

Образование в царской России превозносят как идеал. Однако такие высказывания часто звучат от людей, исполненных романтического обожания того времени, в котором они не жили, и глубокого скепсиса, если не неприязни, по отношению к последующей эпохе.

Не надо забывать, что до революции большинство народа не разумело грамоты. Только отдельным самородкам удавалось прорваться к знаниям. Мой прадед был неграмотным, но, разбогатев, отправил своих детей в университеты Германии. Одна из моих бабок, тоже из неграмотной семьи, окончила Бестужевские курсы, стала археологом и копала Помпеи… Это были уникальные и восхитительные примеры того, как молодой, сильный, неистраченный ещё народ умел пробиться сквозь толщу властного пренебрежения к себе. Воспитывалась и интеллектуальная элита. Но если офицеры царской армии были столь элегантны, являли собой пример воина и человека чести - почему же вся эта армада дворянства, вся этика, воспитанная на примере спартанских героев, эллинских философов и рыцарей духа, так бездарно проиграла историческую схватку за империю и своего царя? Ведь недаром царская Россия не сумела осуществить технологический прорыв, опоздала с реформами, отстала от Запада на сто лет и проиграла несколько войн, а затем была ввергнута в гражданскую смуту.

Дореволюционное образование не ставило перед народом стратегических целей. Самым образованным человеком в стране был царь: его с детства окружали лучшие профессора, ему читали лекции лучшие знатоки искусства. Потом - его родня, придворные, фрейлины. Был и достаточно тонкий слой интеллигентов... Та школа была для элиты, для избранных, а советская - для всех. Она ориентировалась на сверхзадачу, которую решало общество. Эта задача была утопической - рай на земле, - но требовала колоссальной мобилизации, в том числе и интеллекта.

Конечно, система образования в СССР тоже была неидеальна. Но в её основе был принцип всеобщей грамотности. Вся страна села за парты - и старики, и бородатые крестьяне. Лозунг претворили в жизнь - вокруг почти не осталось неграмотных людей. СССР поставил перед собой грандиозную индустриальную цель: создать новую техносферу в аграрной стране. Задачи перед ней ставились тоже великие и конкретные: победа в грядущей войне и познание мира. Под это выстраивались тысячи учебных заведений.

Рождалась так называемая красная профессура - из только что выучившихся грамоте молодых людей выходили инженеры, технологи, гуманитарии. Всё делалось в спешке. Часто брали не качеством, а количеством. Но за счёт этой всенародной, массированной, мощной атаки был создан новый технокласс. Итог налицо: до Берлина дошли, страна устояла и не только создала лучшие в мире танки и орудия залпового огня, но и вышла в космос. Советское фундаментальное образование на своей высшей стадии превратилось в непревзойдённые до сих пор научные школы.

Порыв к знаниям

А советская гуманитарная интеллигенция? Да, лишили звания народного артиста Шаляпина, уморили Мандельштама, расстреляли Гумилёва. Но были и огромные плоды: от театра и кинематографа до зодчества и литературы. Если сейчас мы слышим из телевизора внятную, осмысленную речь интеллигентных людей, которые, как правило, бранят советское время, - это наверняка те, кто получил образование именно тогда. Неблагодарные дети, которые кусают изнемогающую мать. Кем бы они были без неё? Все эти блестящие плеяды актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, архитекторов, художников и писателей? Вчерашние смерды, превратившиеся в классиков? Это всё - советская школа, породившая великую культуру.

Эта культура в итоге переросла в государственность, а впоследствии даже оказалась сильнее её. Государство стало гнить, разрушаться, а система образования, уклада интеллектуалов - оставалась. Неслучайно в последние годы советской власти технократы - ядерные физики с гордостью заявляли: «Мы можем сделать всё, что не противоречит законам физики». Такой был размах и порыв к знаниям. Увы, сегодня всё это разрушено.