Домашнее насилие в саудовском стиле
Недавнее обезглавливание иностранной служанки в СА - одно из последних в целом ряду ужасных надругательств, пыток и изнасилований домработниц саудовскими работодателями.
Руяти бинти Сатуби, 54 – летняя индонезийка, работавшая служанкой, была недавно обезглавлена за убийство своей саудовской нанимательницы ножом для рубки мяса. Жалуясь на многолетнее физическое надругательство, Сатуби совершила убийство, когда хозяйка не дала ей разрешение на возвращение домой в Индонезию.
Хотя оправдания Сатуби за ее поступок не подействовали на решение саудовского суда, это имело резонанс среди более, чем 2 млн иностранок, нанимающихся прислугой в дома саудитов.
Многие из этих женщин, большинство из которых родом из Индонезии, Шри Ланки и Филиппин, регулярно подвергаются эмоциональному, сексуальному и физическому надругательству со стороны своих саудовских работодателей.
К сожалению, вся эта прислуга завербована через бюро по трудоустройству у них на родине, но большинство из работниц имеют слабое представление, куда они направляются, что от них требуется и что их будет ожидать по их прибытии.
Разумеется, саудиты печально известны своим ужасным отношением к своим 7 млн рабочим-эмигрантам, большинство которых работают в ужасающих условиях физического надругательства и несправедливого лишения свободы.
Согласно докладу Госдепартамента США за 2008, многие неквалифицированные рабочие в СА, особенно – домашняя прислуга, подвергаются невыплате жалования, долговой кабале, заключению, конфискации паспортов, изменению договоров, запугиванию и физическому надругательству.
Не удивительно, что работницы – наиболее уязвимые жертвы. Надругательства над прислугой настолько широко распространены, что некоторые страны, как, например, Индия, больше не разрешают своим гражданам работать горничными в СА.
К сожалению, исламская юридическая система СА не предоставляет никакой помощи в решении этих ужасных проблем. Если иностранные специалисты еще могут добиваться удовлетворения жалоб в судах СА по трудовым спорам, то неквалифицированные рабочие, в том числе и прислуга, не защищены трудовыми законами государства и не имеют юридической защиты.
Результате, саудовский наниматель берет на себя роль внеюридического судьи. В одном из случаев дисциплинарные меры в отношении индонезийской горничной включали: ожоги утюгом, пощечины и отрезание губ ножницами. Горничной из Шри Ланки втыкали в руки, ноги и лоб раскаленные иголки. Служанке из Индонезии 36 лет ее хозяин перебил шею, а тело сбросил в придорожную канаву.
Поэтому, чтобы избежать этой адской жизни, тысячи горничных сбегают каждый год от своих саудовских работодателей.
Только в 2010, по меньшей мере, 2 800 шриланкийских горничных сбежали от своих саудовских хозяев, жалуясь, что их эксплуатировали, сексуально насиловали, а ревнивые жены с ними жестоко обращались.
К сожалению, побег не гарантирует возвращения домой. Все иностранные рабочие должны иметь разрешение своих нанимателей на то, чтобы покинуть страну. Поэтому беглецы вынуждены полагаться на свои посольства для разрешения проблемы.
Для этой цели при посольствах Филиппин и Индонезии были созданы убежища в Риаде и Джеддахе. Согласно одному индонезийскому источнику, сейчас только в одном убежище содержатся порядка 400 горничных. На деле индонезийское представительство так забито делами по насилию над работницами, что решило нанять саудовского адвоката на полную ставку для решения всех криминальных случаев.
Все же саудовское правительство решило заняться ситуацией. В январе 2011 оно ужесточило правила найма работников, усилив требования к возможным нанимателям, включая их характеристику «хорошего поведения».
К сожалению, эта простая проверка на соответствие оказалась слишком тяжелой для большинства саудовских нанимателей, поскольку заказы на прислугу упали с 1000 в день до 5 за последние пять месяцев.
Правительство Индонезии со своей стороны выпустило мораторий на наем саудовцами индонезийских женщин, а также просьбу о помиловании 23 из них, которым грозит смертная казнь.
Правительство Филиппин также издало мораторий на наем филиппинских горничных. Этот мораторий, однако, появился после того, как правительство Филиппин отказалось от предложения Саудии снизить минимум заработной платы горничных с $ 400 до $ 200.
По иронии, оба моратория появились в то время, когда саудовское правительство попыталось избавиться от зависимости от иностранной рабочей силы, вложив более $ 90 миллиардов в программу развития услуг и рабочих мест для собственных граждан.
В настоящее время более 2/3 рабочих мест в СА занято иностранцами, в том числе почти 90% - в частном секторе. Кроме того, безработица в СА держится на отметке 10.5%, а среди молодежи – 30%. С этой целью СА ввела новые квоты в компаниях трудоустройства для найма местной рабочей силы с урезанием найма иностранных рабочих, если компании не выполняют требований.
И все же , по всей видимости, правительства Индонезии и Филиппин скоро разрешат свою проблему с СА. Дело в том, что нанятые работницы зарабатывают большие суммы, солидную часть которых они посылают своим бедным семьям. В 2010 из СА было отправлено переводов на сумму $34 млрд. Кроме того, предполагается, что мораторий Индонезии обойдется ей в $1.6 млрд.
На деле, Индонезия в прошлом году очень неохотно отказалась от дополнительного дохода, подняв возрастной минимум и сумму заработной платы после того, как объединение компаний по найму рабочей силы стран Персидского залива пригрозили обратиться к другим странам в поисках горничных и шоферов.
Даже Шри Ланка, которая посылает 300 000 гастарбайтеров в СА, не желает вводить мораторий из-за риска потерять приток денег.
Это жесткая позиция Шри Ланки, к сожалению, оказалась плохой новостью для Ризаны Нафек, горничной из этой страны, которую присудили к смертной казни через обезглавливание по подозрению в убийстве 4-летнего малыша, несмотря на ее уверения, что она пыталась спасти его от удушья. Нафек было всего 17 лет в момент инцидента. Нафек не имела юридической защиты ни до, ни во время суда.
Теперь Нафек скоро отправят на городскую площадь, где в наручниках и с завязанными глазами, ее вынудят опуститься на колени лицом к Мекке, прежде чем ее жизнь резко оборвется одним ударом остро отточенного меча. Ее страшная, жестокая смерть является не более, чем стандартным условием работы в Саудовской Аравии.
Комментарии