"Бременские музыканты" (1969) / Принцесса и её модный образ
На модерации
Отложенный
Принцесса и Трубадур первоначально выглядели совсем иначе, чем на экране. Их первые наброски сделал художник-постановщик Макс Жеребчевский. Трубадур у него был изображён в колпаке, как скоморох, что режиссеру Инессе Ковалевской не понравилось.Первоначальные рисунки для мультфильма "Бременские музыканты" (1969)
Но потом ей в руки попал журнал иностранной моды из закрытой библиотеки Госкино, где она увидела мальчика-блондина с причёской под "битлз" и втиснутого в узкие джинсы. Похожим оказался солист Ансамбля Моисеева Вячеслав Бакшеев, танец и движения которого были специально засняты на кинопленку, после чего перенесены в рисунки.Окончательный облик Принцессы, по одной версии, Василий Ливанов срисовал с жены Юрия Энтина Марины.По другой версии — Ковалевская в том же журнале иностранной моды увидела фотографию девочки в соответствующем мини-платье, а её причёску с забавными хвостами, торчащими в разные стороны, предложила ассистент художника-постановщика Светлана СкребнёваКадр из мультфильма.
Принцесса из "Бременских музыкантов" и "По следам бременских музыкантов" (1969-1973) – это девочка-хиппи из "приличной семьи", расхожий в конце 1960-х вариант, как на Западе, так и в СССР.
Неслучайно первая часть "Бременских…" совпала со знаковой тусовкой Вудсток-1969, хотя, никто не приурочивал создание детского мультфильма к тому событию. Образ Принцессы, как вся эта лав-стори, имеющая к сказке братьев Гримм отдалённейшее отношение, - это попадание в ритм эпохи.Атмосфера Вудстока.
Первоначальные рисунки – никакие. Иван-Дурак с банджо (Трубадур) и упитанное нечто в кринолине (Принцесса) вряд ли сделались бы культовыми – мульт прошёл бы не особо замеченным, но, возможно осталась бы пластинка с отличными песнями, тогда как привычные нам рок-музыкант и девчонка в мини-платьице превратились в знаковые фигуры времени.
Кадр из мультфильма.
О том, что королевская дочь – натуральная хиппи (или хиппующая мажорка, что ближе к истине), говорит её появление во второй части с распущенными волосами, в цветочном венке и босиком. Конечно, растрёпанными в те годы ходили не только хиппи, но и Брижит Бардо, и Джейн Фонда, и Светлана Светличная, и Наталья Кустинская...Девушки Вудстока.
У них с Натальей Крачковской в "Иване Васильевиче…" (1973) был даже один белый парик на двоих!), а до них ещё и Марина Влади в фильме "Колдунья" (1956). Однако этот "бунт" против завивок и укладок был типичным для неформалок и они транслировали этот образ остальному населению.
Певица Nico. / Кадр из мультфильма.
Вспоминается также певица Nico – девушка из "Фабрики" Энди Уорхола, у которой с Принцессой даже есть нечто общее в лице. Эти светлые пряди, чёлка, тонкая-высокая фигурка. Из этой же дивной серии – бунтарка, икона стиля Джейн Биркин, тоже в возрасте семнадцати лет "сбежавшая из…" нет, не из дворца, но из весьма респектабельного дома. Те же короткие юбочки, распущенные волосы, босые ножки.Джейн Биркин и какая-то девушка из Вудстока.
В первой серии Принцесса ходит с двумя хвостиками, скромно перетянутыми, безо всяких лент. И это – из фэшн-прессы. Во второй половине 1960-х началась юношеская линия моды. К слову, длина мини – это отсылка к подростковому гардеробу, равно как гольфы и туфли на низком каблуке.Кадр из мультфильма. / Твигги.
Эта инфантилизация взрослой одежды символизировала …нежелание взрослеть у целого поколения, отказ от ответственности и груза скучного быта, а модельеры всегда схватывают настроения толпы. С хвостиками позировала топ-модель Твигги, задававшая тон не только у себя в Англии.Красная трапеция от Андре Куррежа и различные варианты на тему.
Красное трапециевидное мини-платье – это произведение Андре Куррежа. Потом ему стали подражать и красные "трапеции" появлялись во всех коллекциях.По словам одного из соавторов мульт-сказки Юрия Энтина, красное мини-платье Принцессы было свадебным платьем его жены Марины. И это ещё раз говорит о том, что формат оказался точным.Странички из каталога и Burda Moden. Гольфы и туфельки на низком каблуке во взрослой моде.
Более того, сочетание длинной мантии с коротеньким платьем – остренькое "созвучие" мини и макси, появившееся в 1968 году (напомню, что макси возникли не после, а параллельно с мини). Носили очень короткие юбки с длиннющими пальто, а встречались и целые комплекты, где мини-макси были вместе.Фото из журналов мод. Кадры из мультфильма и из комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
Такой комплект носит героиня Натальи Селёзнёвой в уже упомянутой комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973)). Так что наша советская Принцесса – актуальный силуэт из какого-нибудь Vogue или хотя бы из Burda-Moden. Остаётся лишь надеяться, что героиня в наступившем десятилетии образумится и вернётся во дворец...
Комментарии
В юности, песни "Серенький волчок" и "Мы к вам приехали на час.." были, наверное, более популярны, чем что-либо, типа Битлов или Слейдов! Это был настоящий Русский рок! А не то, что потом выросло в Ленинградский рок-клуб...
У нас пацан на рояле такой кавер бацал - Битлз отдыхает!