Не судите, да не судимы будете
На модерации
Отложенный
Смысл выражения «Не судите, да не судимы будете»
Смысл изречения «Не судите, да не судимы будете» в том, чтобы не относиться высокомерно, с презрением к другим людям, пусть они даже имеют недостатки, а прежде всего бороться со злом в собственной душе.
Фраза «Не судите, да не судимы будете» — выражение из Нагорной проповеди Иисуса Христа, одна из главнейших заповедей Нового Завета. Со временем она стала крылатой, ее употребляют и люди, никогда не бравшие в руки Евангелие. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что это общий закон, как вести себя по отношению ко всем людям.
Эта заповедь предостерегает против ханжества, учит снисходительнее относиться к людям, чем-либо провинившимся, запрещает двойные стандарты по отношению к себе и другим.
Фарисей и мытарь. Джеймс Тиссо (1886-1896 гг.)
«Не судите, да не судимы будете» в Библии
Фраза «Не судите, да не судимы будете» в Библии появляется дважды: в Евангелиях от Матфея и от Луки. У Матфея это часть Нагорной проповеди:
Мф 7:1-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. | Не судите, да не судими будете: имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам. Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего: и се, бервно во оце твоем? Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего. |
В Евангелии от Луки также есть проповедь, по содержанию представляющая собой краткую версию Нагорной проповеди Евангелия от Матфея:
Лк 6:37-38 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. | И не судите, и не судят вам: (и) не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам: дайте, и дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам. |
Толкование выражения
Заповедь «не судите, да не судимы будете» предостерегает нас от того, чтобы оценивать личность другого человека по его внешним проявлениям.
Или сплетничать о людях. Или укорить кого-то за нарушение поста или совершение какого-либо неблаговидного поступка. Почему? Потому что любое осуждение происходит от тщеславия и гордости, свидетельствует об отсутствии любви. Когда мы осуждаем, то ставим себя выше объекта осуждения, априори заявляя, что мы лучше и праведнее. Не зная, что происходит в этот момент в его душе, выносим ему окончательный приговор. А между тем только Бог, Который видит сердце человека, может объективно оценить его состояние — но не для того чтобы осудить, а чтобы по Своей любви дать ему возможность исправления и спасения. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его, — пишет по этому поводу апостол Павел (Рим 14:4).
Объясняя пагубность осуждения, Иисус Христос говорит, что каким судом мы осуждаем ближнего, таким и Бог будет судить нас. Эти Его слова перекликаются с другими местами Евангелия.
Во-первых, с фрагментом из молитвы Господней: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — в этих словах мы сами просим Бога простить нас так же, как и мы прощаем тех, кто оскорбил нас или причинил ущерб. Следовательно, если мы сами не прощаем других, то не можем рассчитывать и на прощение Божие.
Во-вторых, с некоторыми притчами, основной смысл которых в следующем: кто судит слишком строго, тот и сам будет судим строго. В одной из них царь наказал подданного, который выбивал у друга небольшой долг: выяснилось, что жестокий заимодавец сам задолжал царю баснословную сумму, за что и отправился в темницу (Мф 18:23-35). В другой притче Иисус рассказал о фарисее, строго соблюдавшем закон, и грешном мытаре — сборщике податей. Фарисей, молясь в храме, осудил и унизил мытаря, а потому и сам подвергся порицанию от Бога, несмотря на его добрые дела (Лк 18:9-14).
Давая эту заповедь, Иисус Христос не подвергал сомнению необходимость светских судов. Однажды Он даже укорил фарисеев за то, что они оставили суд, милость и веру (Мф 23:23). А апостол Павел называет начальника, облечённого правом суда, Божиим слугой, другом всякому делающему добро и грозой каждому, творящему злое (Рим 13:4). По словам блаженного Иеронима Стридонского, этой заповедью Христос не запрещает судить, а научает, как судить. Человек может давать нравственную оценку поступкам (но не личности!) других людей, если в этой оценке нет гордыни, презрения к другим и ханжества.
Комментарии