Аргентина пришла потыкать палкой британского льва

На модерации Отложенный


Проверить ... жив ли? А времена становятся всё интереснее, Буэнос-Айрес решился на исправление досадной случайности (проигрыш в Фолклендской войне) и «пьяного преступления» (подписание Соглашения Форадори-Данкан). Теперь запасаемся чем только можно, начиная с терпения, и наблюдаем, как Аргентина собирается продолжить свою борьбу за Мальвинские острова на юге Атлантики, являющиеся во всех справочниках Лондона – Фолклендскими.

На прошлой неделе латиноамериканцы устами главы МИД Аргентины Сантьяго Кафьеро уведомили Королевство, что денонсируют соглашение с Великобританией по вопросам ведения административно-хозяйственной деятельности на Мальвинских (Фолклендских) островах и в прилегающих водах. «Пакт Форадори-Дункана» по фамилиям заместителей глав МИД двух стран, которые его согласовывали – был заключен в 2016 году в период прозападного президента Маурисио Макри для:

«создания механизма для диалога между странами и устранения препятствий, которые ограничивают экономический рост Мальвинских островов».

Как оказалось, данный документ … был подписан с аргентинской стороны упитым в хлам дипломатом Форадори, не способным на следующий день вспомнить ни единой подробности мероприятия (не шутка). Тем самым он нарушил несколько основополагающих доктринальных документов Аргентины, которая уже 200 лет о принадлежности островов имеет категорическое мнение – отторгнуты британской короной незаконно, с применением насилия и аргентинцы обязаны их вернуть.

Война двух лысых из-за расчёски.

Именно так окрестили современники ту странную двухмесячную войну 1982-го года, когда впервые со времён второй мировой столкнулись неслабые (так сказать) военно-морские силы. А бывшая хозяйка морей Великобритания едва была не посрамлена самым безобразным образом.

Итак. Спор за Фолклендские/Мальвинские острова давний. Сначала их заняли небольшой факторией англичане, на дворе была середина XVIII столетия. Позже подтянулись испанцы, нашли пустой посёлок колонистов (те убыли домой навсегда) и подняли свой флаг. Когда загремели наполеоновские войны, гордые идальго отправились на континент, а когда Испанская Империя окончательно разложилась, правом обладать островами возжелала едва-едва появившаяся на политической карте Аргентина. Но вот незадача, наглы опять высадили десант колонистов и основали несколько китобойных станций.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Более ста лет страны вяло переругивались, никто всерьёз не цеплялся за Фолкленды, а после Второй мировой даже жадные до чужого бритты стали прикидывать, за какой гешефт от дотационной колонии можно избавиться, острова утратили после мировых войн значение ремонтной базы для Флота Её Величества, экономика поселений была замкнута на страны Южной Америки. Кабинет министров предложил Буэнос-Айресу сделку в конце 60-х: забирайте острова в бессрочную аренду, но Лондон имеет право договор расторгнуть, если Фолкленды понадобятся.

Но свою точку зрения имели поселенцы, потомки английских колонистов, публика суровая и принципиальная, на дух не переносившая латиноамериканских «туземцев» с их военными переворотами, экономическими проблемами, инфляцией и прочими радостями «развивающихся стран». Населению Фолклендов нравилось быть гражданами пока великой страны, шум они подняли знатный, в парламенте случились скандалы, переговоры об аренде были остановлены.

А руководители новой военной хунты в Аргентине, генерал Галтьери и адмирал Анайя решили: так-так, раздрай в Лондоне полный, никто воевать за острова не будет. Они не были одиноки в подобных умозаключениях, Флот Её Величества находился в стадии деградации, плечо снабжения войск на островах были несравнимы. Одно дело воевать с материковой Аргентины, совсем другое – тащить всё из далёкой метрополии.

Н всё-таки флоты были несопоставимы по числу вымпелов, выучке экипажей и качеству, но главное оружие современной войны на море – авиация, вполне нивелировала надводную мощь Великобритании. Только-только избавившейся от тяжелых авианосцев «Игл» и «Арк Роял» с палубными горизонтального взлёта «Фантомами» морского базирования. Им на смену пришли пагубные эксперименты с суррогатами из бывших вертолётоносцев типа «Инвинсибл».

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

А единственный строевой авианосец «Гермес» искалечили, лишив его катапульт и аэрофинишёров, поскольку корабль использовал «Хариеры» с вертикальным взлётом. Так что расчёт не только аргентинской военной хунты, а большинства экспертов в мире был безжалостным: англичане не рискнут ввязаться в войну, а посмеют – умоются кровью, будут перетоплены боеспособной авиацией Аргентины. Поэтому аргентинцы второго апреля 1982 года сначала «попробовали» обороноспособность Фолклендов высадкой рабочих, а затем – морского десанта.

Ни одна из сторон так и не объявила официально друг другу войну , хотя в прессе вовсю живописались жаркие военные действия. Лондон героически боролся за восстановление «территориальной целостности» британских земель, Буэнос-Айрес не менее героически сообщал о «возвращении исторических территорий».

Провал на провале

Неизвестно, кто обещал аргентинцам поддержку в ООН, но Совбез и Генассамблея принимают резолюцию, объявляющую Аргентину «агрессором» с требованием немедленно вывести войска. Никаких переговоров до того дня, хотя в в Буэнос-Айресе именно на них и рассчитывали, даже не приводя Вооружённые Силы в полную боевую до самого последнего момента, что аукнулось потом.

СССР и Китай де-факто встали на сторону Великобритании, не использовав право вето, что для Аргентины (и примкнувшим к ней ЮАР и Израилем) совсем выглядело удручающим. Так все военные эксперты получили ещё одно подтверждение скорого поражения Лондона, мол … русские с китайцами специально затягивают правительство Маргарет Тэтчер в конфликт, чтобы насладиться последующим разгромом.

Так или иначе, но воля «железной Мэгги» отправила к Фолклендам огромную эскадру, оперативное соединение под командованием адмирала Вудворда из пяти десятков мобилизованных гражданских судов и 63-х боевых кораблей с суррогатными авианосцами «Инвинсибл» и «Гермес», несущими 40 исправных самолётов и вертолётов на борту.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Ещё шесть десятков машин доставлялись контейнеровозами, по одному вертолёту имелось на двух десятках фрегатах/эсминцах. Им навстречу были готовы вылететь 270 боевых самолетов и вертолетов Аргентины. Достаточно современных для Латинской Америки, но имеющие эксплуатационные проблемы. Надежды на постоянно ломающиеся «Миражи» не было, устаревшие бомбардировщики быстро перебили британские истребители, зато дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхоук» оказались страшной проблемой для английских моряков.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Этих низколетящих тихоходов могли перехватывать только зенитные автоматы «Эрликон» с ручным наведением, современные головки наведения ЗРК их попросту не могли захватить. Но вскоре аргентинцы поняли, что у них нет специальных самолетов-разведчиков, воздушных платформ для аппаратуры радиоэлектронного подавления зенитно-ракетных комплексов, которые собрали кровавую жатву из 40-ка уничтоженных самолётов ВВС Аргентины. Другой проблемой латиноамериканцев стали «протухшие» ракеты и бомбы (купленные у янки), 82% из них просто не взорвались при поражении целей.

Так же большой загадкой осталось для мировых военных экспертов отсутствие на Фолклендах работ по экстренному увеличению имевшейся в Порт-Стэнли взлетно-посадочной полосы. Именно поэтому аргентинским «Скайхоукам» приходилось базироваться на материке, каждый их взлёт «добрые чилийцы» фиксировали и передавали британцам. Но даже в таких условиях ВВС Аргентины крови попортили наглам немало.

Штурмовики честь по чести встретили эскадру на подходе к Фолклендам, прямое попадание бомбы в 400 кг получил десантный корабль «Сэр Ланселот». На счастье британцев, американская бомба времён Корейской войны не взорвалась, сотни десантников и моряков спаслись.

Другой десантный корабль «Сэр Гэлахэд» попал под авиаудар, находясь в заливе Блафф-Коув, успев высадить десант, погибло всего сорок человек. А такой же классом «Сэр Тристрам» выбросился на берег и все успели покинуть судно, пока его не разбомбили. Уничтоженными штурмовиками оказались фрегаты «Ардент» и «Антилоуп», саперы неудачно «обезвредили» неразорвавшиеся и застрявшие в их недрах бомбы.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

А классической потопленной морской целью стал гордость английского флота эсминец «Ковентри». Четыре штурмовика устроили ему ловушку подле острова Пебл, зенитные ракеты их не смогли захватить в прицел, а единственный зенитный автомат «Эрликон» заклинило. Сопровождавший эсминец фрегат «Бродсвуорд» был насквозь прошит неразорвавшимися бомбами, а вот «Ковентри» не повезло, две двухсоткилограммовые чушки сработали штатно, через 20 минут корабль перевернулся и затонул.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Огромные надежды аргентинские военные возлагали на пять новейших истребителей «Супер Этандар» производства Франции, они имели на вооружении противокорабельные ракеты «Экзосет».

Да вот незадача, в наличии имелись лишь … шесть штук, буквально двух недель не хватило Аргентине получить полный комплект из трёх десятков припасов и ещё восемь таких самолётов, НАТО ввело санкции против Буэнос-Айреса и французский сухогруз остался в порту Бреста. Но шороху они навели, уничтожив ещё одну гордость британского флота – «командующего системой ПВО» всей эскадры эсминец «Шеффилд» и его «охранника» ракетный фрегат «Плимут».

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Последние две противокорабельные ракеты были израсходованы во время атаки «Этандаров» на авианосную группу «Гермеса».

Англичане вовремя заметили опасность, создали на группой кораблей и авианосцем целую завесу из ложных целей, дипольных отражателей и тепловых ловушек, но … ракеты не ушли в молоко, а упали на палубу контейнеровоза «Атлантик Конвейор», утопив его вместе с частью экипажа, десятью вертолётами и несколькими сотнями тонн снаряжения, оружия и провианта.

В арсенале ВВС Аргентины оставалась последняя ракета «Экзосет», но в рекламации к ней был прописан плохой диагноз от оружейников аэродрома: повреждена авионика боеприпаса. Но взяв такой опасный гостинец на борт, пара «Этандаров» (с одной на двоих ракетой) атаковали с восьмёркой «Скайхоуков» другой лёгкий авианосец «Инвисибл». Тот ракету ухитрился сбить из артиллерийской установки, но от штурмовиков хапнул знатно, выйдя из строя до самого окончания Фолклендской войны.

«Супер Этандар» ВМС Аргентины (фото из отрытых систочников)«Супер Этандар» ВМС Аргентины (фото из отрытых систочников)

Теперь о войне на море. Осторожные английские адмиралы решили сначала сделать войну ограниченной, установили вокруг островов 200-мильную блокадную зону, грозно пообещав утопить всё идущее под аргентинским флагом. Но первое морское сражение состоялось за пределами обозначенной зоны, 2 мая 1982 года англичане потопили древний (1938-го года производства) бывший американский крейсер «Бруклин», названный аргентинцами «Генерал Бельграно».

Иллюстрация из открытых источнмиков)Иллюстрация из открытых источнмиков)

Его поймала атомная подводная лодка «Конкерор», когда он пытался прорваться к авианосной группе бриттов. Но перед этим, немногочисленные и едва-едва способные из-за слишком свежей погоды работать «Хариеры» вертикального взлёта … неожиданно перебили все аргентинские истребители. Что стало шоком не только для латиноамериканцев, а вообще всех мировых военных экспертов, не веривших в такой успех английских лётчиков на допотопных машинах.

Но сказались традиции Королевских ВВС и особая выучка пилотов, которых учили даже в безнадёжных ситуациях атаковать нагло, агрессивно, словно обладаешь какими-то скрытыми возможностями или дополнительным прикрытием. Так традиции второй мировой позволили безоговорочно выиграть воздушную войну на откровенно дрянных самолётах и при ограниченных самолётовылетах.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

А после гибели «Бельграно» шокированное командование ВМС Аргентины отказалось задействовать свой авианосец для атак на группировку «Гермеса», поскольку справедливо и вовремя сообразило: готовясь к войне против надводного флота, полностью упустили из вида наличие подводного, а бритты притащили с собой аж три атомные подлодки.

То есть, будь аргентинцы не столь самонадеянны, устрой правильно аэродромы и ответственно подойди к подготовке истребительных сил (к штурмовикам претензий нет), не экономя на боеприпасах – англичане, как и были уверены военные эксперты, умылись бы кровушкой, потеряв не менее половины собственной оперативной группировки на море, не смогли бы поддерживать десанты. Но случилось то, что случилось.

Поражения, нанесенные аргентинской истребительной авиации в воздушных боях, и потопленный флагман «Генерал Бельграно» позволили Королевскому флоту достичь Фолкленд, начать и успешно закончить десантную операцию. Хотя тут тоже всё висело на волоске, особенно когда бритты вошли в «бомбовую аллею» – Фолклендский пролив, давно и хитро расставленную ловушку.

Адмирал Вудворд, как только это осознал, а над клотиками мачт начали носиться старенькие штурмовики ВВС Аргентины, – был вынужден боевые корабли отдать им на растерзание, лишь бы не потерять транспорты с десантом. Брошенные против «Скайхоуков» авианосные штурмовики «Харриер» не могли переломить ситуацию, а тут ещё вскрылось, что хвалёное ПВО эсминцев типа «42» не работает штатным образом.

Но небо смилостивилось над бывшей владычицей морей – «протухшие боеприпасы» латиноамериканцев, небывалое упрямство моряков и лётчиков Короны, их наглость и стойкость к потерям позволило провести десант, несмотря на гибель в «Аллее» четырёх ракетных кораблей (пять – тяжело повреждены), транспорта, нескольких катеров и десантного корабля. А способность английских «коммандос» в отсутствие вертолётов и бронетехники, только в пешем строю, без воздушной и морской артиллерийской поддержки провести успешно наземную операцию – стала обязательной темой для изучения в военных академиях мира.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Как и отрицательный опыт в постройке уродцев, малых авианосцев типа «Инвинсибл» и переделанного под «вертикалки» старого и доброго «Гермеса». Будь аргентинцы чуть храбрее, эти бесполезные в свежем море корыта утопли бы в первые дни атак, а Британия проиграла войну.

Но она победила, в немалой степени из-за политической воли «железной Мэгги», которая сначала сломала через колено трусоватое Адмиралтейство Королевства, а потом напугала заносчивых и расслабленных руководителей хунты Галтьери и Анайю, которые до последнего не верили в желание Маргарет Тэтчер выиграть войну, которую они видели «маленькой и победоносной» для Аргентины.

Когда не удалось сорвать английскую десантную операцию, не сумев организовать «мосты снабжения» для вооружённых сил на Фолклендах, латиноамериканцы быстро пали духом, сдались. По итогам двухмесячной схватки погибло 255 англичан, семьсот аргентинцев. А бесполезная «война двух лысых из-за расчёски» больше имела результатов для политики: «Железная Мэгги», чьё положение до Фолкленд было электорально катастрофическим – с громом и фанфарами выиграла выборы.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

В Аргентине, наоборот, военная хунта на фоне народных волнений самораспустилась, генерал Галтьери был осуждён за чудовищные просчёты в командовании, адмирал Анайя (автор плана «маленькой победоносной войнушки») хоть и провел в судах немало, но ответственности избежал. А аргентинская армия, выпестованная и построенная сбежавшими нацистами Третьего Рейха, навсегда ушла с политической сцены, утратила ореол элитарности и конечно же – непобедимости.

Что с того?

Травма национальному самолюбию Аргентины была нанесена глубочайшая поражением в Фолклендской войне, но вернуть острова осталось «идеей фикс». Несмотря даже на проведённый в 2013 году референдум, где жители Фолклендов (1517 человек) единогласно проголосовали за принадлежность островов к Великобритании. На что парламент Аргентины ещё раз проголосовал за статью в Конституции: острова называются Мальвинскими, принадлежат Аргентине.

Так из-за чего так странно повёл себя Буэнос-Айрес, для чего денонсировал Пакт «Форадори-Данкана» и решил вернуться к вопросу островов с чистого листа? Дело в … России. Уже после 2014-го года, как Лондон совершил ошибку и не признал Крым российским, в Аргентине немедленно обратили на это внимание.

Да, есть право наций на самоопределение, но признавать или отрицать территориальную целостность государств – право сильного или наглого, раз международное право умерло в Косово, продемонстрировав лживую практику «двойных стандартов» Запада. Тем более, вопрос принадлежности Мальвинских островов Аргентине то Димнатолич Медведев в Telegram-канале поднимет вместе с аргентинским флагом, то тролль 80-го уровня Сергей Лавров сообщит на крупном международном форуме, глядя на воодушевлённые лица аргентинцев:

«страны Запада забывают о праве народов на самоопределение, когда оно идет вразрез с их геополитическими интересами. Никого не смущает, что Мальвины находятся за 12 тысячах километров от Британии».

Неизвестно, будут ли МИД России и Аргентины сотрудничать в данном вопросе, но что за Москвой в далёкой латиноамериканской стране начали с прошлого года слово в слово повторять месседжи о «несправедливо отторгнутых территориях», «лживой колониальной политике Британии» и «двойных стандартах» – это непреложный документальный факт.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Как и более агрессивная риторика высшего политического руководства Аргентины в отношении США, всячески мешающих диалогу по Мальдивским островам официальными заявлениями об их недопустимости. В ответ аргентинцы развернули общественно-политическую акцию: во всём общественном транспорте, аэропортах, государственных учреждениях, школах и университетах – свободные пространства заклеены плакатами, листовками, билбордами с напоминанием о Мальвинах в стилистике «не забудем, не простим!».

Это не подготовка к войне, но что-то близкое. Особенно когда на патриотических ток-шоу постоянно идёт разбор полётов, почему русские сумели изящно заполучить Крым, а мы … так лопухнулись, имея стопроцентные шансы на победу в 1982-м.

Так что после выхода и Пакта Форадори-Данкана аргентинцы вновь воспрянули духом, тема противодействия неоколониализму не сходит с первых полос газет, а многие издания добрым словом поминают Советский Союз, организовавший в ХХ веке слом старой колониальной системы. Надеются, что Москва, опять-таки ссылаясь на Устав ООН, начнёт новый освободительный поход? Ответ – скорее «да».

Что нам предлагают из Буэнос-Айреса эксперты и даже политические деятели, настроенные откровенно прорусски? Поднять в Совбезе ООН вопрос по Косово, где вообще никакого референдума не было, а отложение от Сербии было признано почти всем Западом и его сателлитами. А на фоне этих дискуссий … прищемить хвост Британии и не признать итоги референдума на Фолклендах в 2013-ом году.

Вот это будет номер, уверены в Буэнос-Айресе! И его поддержит огромное количество стран в ООН, кому колонизаторы поперёк горла сегодня стоят. Посмотрим, изящно придумано … На фоне полной деградации британской политики – небезнадёжно, если Россия действительно займётся строительством своего многополярного мира. Лев уже не торт, как говорят в молодёжной среде, да и воевать ему нечем.