Особенности национального характера янки: «Высокомерие быстро превращается в панику»

На модерации Отложенный




Вал внешнеполитических заявлений из Вашингтона в последние дни становится все более густым и все более… противоречивым.

Как бы к этому не относиться, надо зафиксировать чрезвычайно большой разброс мнений и оценок, звучащих из уст представителей самого верхнего эшелона Вашингтонской власти. Такое впечатление, что истеблишмент нервничает сверх меры, но старается подбадривать себя воинственными возгласами, которые транслируются на публику. А если вдумчиво вслушиваться в эти транслируемые откровения и президента Байдена, и его окружения, то можно просто попасть в водоворот самых разнонаправленных идей и признаний, которые с точки зрения формальной логики противоречат друг другу.

Тем не менее, фонтан из разновекторных цитат американских руководителей демонстрирует, как представляется, одну особенность американского же менталитета, которую лет десять назад откровенно «засветил» в своем докладе Джордж Фридман (эмигрант венгерского происхождения György Friedman), руководитель известного американского think-tank под названием Stratfor, позиционирующего себя, как «теневое ЦРУ». Доклад, о котором идет речь, назван «The Geopolitics of the United States», и это объемное исследование, вышедшее в начале 2010-х годов, состоит из нескольких частей.

Далее мы процитирует абсолютно, как говорится, «забойные» признания Фридмана из второй части доклада, а пока обратим внимание уважаемых читателей на тот «подергунчик» в заявлениях официальных американских лиц, что стал причиной, по которой вспомнились выводы доклада Stratfor. Чуть-чуть терпения, и мы от цитат сегодняшнего дня далее перейдем к выводам Фридмана. Уж очень всё складывается в общую картинку…

Итак, цитаты январских дней:

- Президент США Джо Байден не будет исключать военного решения разногласий в отношениях с Ираном, заявил 27 января представитель Белого дома арабскому телеканалу «Аль-Хадас». По его словам, президент США «хочет вернуться к соглашению по ядерной сделке, но время не является подходящим», и «переговоры с Тегераном не являются для Вашингтона приоритетом в настоящее время». (Значит, война с Ираном не исключена – С.Ф.).

- Выступая с речью на Рейгановском форуме национальной обороны в декабре, министр обороны США Ллойд Остин сказал, что Вашингтон не позволит Китаю «перекраивать регион и международный порядок». (Значит, у США должен быть хороший военный задел для «бодания» с Китаем – С.Ф.).

- «Война на Украине подчеркивает неспособность американских оружейных компаний пополнить запасы вооруженных сил. В отчете говорится, что военная промышленность США не готова к конфликту с Китаем», сообщает «Wall Street Journal» 23 января, со ссылкой на документы Пентагона. (Для войны на Украине не хватает вооружений, но Байден грозит войной Ирану и устами Остина «задирается» с Китаем – С.Ф.).

- 26 января Байден заявляет, говоря об участии США в кризисе на Украине: «Идея в том, что мы отправляем наступательное вооружение, а самолёты, танки будут с американскими пилотами и экипажами. Просто поймите и не обманывайте себя, не важно, что вы говорите... Это называется Третья мировая война. Понятно?» (Танки уже решили отправлять, значит, Байден нацелен на эскалацию до уровня, как пишут в США, WWIII – С.Ф.).

Вот это видео:





- Минфин США заявил, что американские власти объявили группу «Вагнер» транснациональной криминальной организацией. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на американское ведомство. Ранее Госдеп США обвинил группу «Вагнера» в причастности к «дестабилизирующей деятельности». Это заявление минфина вызвало соответствующую реакцию наших форумчан: «Вообще, все чаще кажется, что и минфин США, и их СМИ, и Штаты, в целом, ведут себя как исключительно стервозная и патологически скандальная баба», написал один из авторов.

И вот от его мнения о «стервозной и патологически скандальной бабе» мы и оттолкнемся, чтобы логично перейти к оценкам Stratfor о тех глубинных, но хорошо скрываемых чертах американского национального характера, которые прорываются на поверхность в критические моменты истории. Здесь, как говорится, «звезды сошлись».

Так вот, вернемся на десять лет назад, и раскроем текст второй части доклада Джорджа Фридмана, в которой он откровенно пишет про американскую «identity», то бишь – о «характерных особенностях личности среднестатистического янки». Вторая глава этого доклада так и называется: «The Geopolitics of the United States, Part 2: American Identity and the Threats of Tomorrow» - «Геополитика США. Часть 2. Американская идентичность и угрозы завтрашнего дня».

К слову – для американцев «завтрашний день» уже наступил Сегодня. Тем показательнее и интереснее оценки Фридмана, которые он, возможно, ныне «замел бы подальше под ковер», чтобы не давать недругам Америки очень весомый аргумент в построении линии взаимоотношений с янки. Если хотите, то, по большому счету, Фридман раскрыл военную тайну. А принцип знания военной тайны противника известен: «Предупрежден, значит – вооружен». Что ещё раз подтверждает нашу истину про «Молчание = золото».

Так о чем же поведал Stratfor городу и миру, когда «Град на Холме» ещё гордо возвышался над Ойкуменой, а Виктория Нуланд в Киеве могла себе позволить высказываться про «f…k UE»? Тогда янки были полны уверенности в своих силах, в своей безнаказанности и в своих возможностях, а потому и не стеснялись в выражениях.

Но сей исторический период остался позади, и, как говорится на Руси: «Нынче не то, что давеча…» Поэтому чехарда январских заявлений – от воинственных до нервических, несущихся из Вашингтона в исполнении лиц, облаченных властью, смахивает, скорее, на неуверенность в избираемой политике и… панический страх перед Будущим. «Where now?!» – вопрос, зависший над водами Потомака – «на Европу», «на Китай», «на Иран»? Или, может «Make America Great Again» и никаких заморских военных походов?

Да-да! Именно об этом паническом страхе перед непредсказуемой и неуправляемой из США ситуаций, об этой налетающей панике, что присуща американскому «identity», об этой особенности национального характера янки, когда тремор начинается от того, что «нет конкретного плана В» и «всё уже не под контролем», и проговорился Джордж наш Фридман в своем докладе. Читаем американским по белому фрагмент из 2-й главы:

«But not everything goes right all the time. What happens when something goes wrong, when the rest of the world reaches out and touches the Americans on something other than America's terms? When one is convinced that things can, will and should continually improve, the shock of negative developments or foreign interaction is palpable. Mania becomes depression and arrogance turns into panic».

А теперь перевод всей этой части доклада из 2-й главы полностью:

«…Существует общее понимание того, что Соединенные Штаты добивались успеха более двух столетий, а остальной мир был менее успешным. Американцы не дорожат «хорошими временами», потому что считают рост и безопасность нормальным положением дел, и американцы более чем озадачены тем, почему остальной мир всегда испытывает трудности? И поэтому то, что американцы считают нормальной повседневной деятельностью, остальной мир считает “американской гордыней”.

Но не всё всегда идёт хорошо. Что происходит, когда что-то идёт не так, когда остальной мир дотягивается до Америки и начинает взаимодействовать с ней на своих условиях? Когда кто-то убежден, что дела должны и будут улучшаться с каждым днём, однако шок от негативных событий или от иностранного влияния становится весьма заметен. Мания величия превращается в депрессию, а высокомерие сменяется паникой.

Прекрасным примером является атака японцев на американские войска в Перл-Харборе (начало войны на Тихом океане в 1941 году – С.Ф.). Даже семьдесят лет спустя американцы полагают, что данное событие явилось предательством, подчеркивающим варварскую натуру японцев и оправдывающим начало тотальной войны и превращение в пепел их крупных городов. И это несмотря на то, что американцы систематически не допускали японских торговцев в Восточную Азию, привели, фактически, к энергетическому эмбарго Японии, и что не только основная территория Америки, но и американский континент в целом никогда не подвергались опасности…

Другие примеры чрезмерной реакции Штатов включают в себя ответ на запуск Советами спутника (1957 год) и Войну во Вьетнаме (1960-70-е годы). Американцы превосходили СССР в химии, электронике и металлургии — ключевых отраслях, необходимых в космической гонке. Но тот факт, что Советам удалось запустить что-то в космос первыми, привел к общенациональной панике, которая вылилась в переформирование системы образования и промышленных предприятий. Поражение американцев во Вьетнамской войне также запустило полный пересмотр военных сил, включавший в себя внедрение информационных технологий в системы вооружения. И это несмотря на то, что война никогда не касалась американских берегов. Эта паранойя была истинной причиной развития спутниковой связи и высокоточного оружия.

Подобный менталитет и паника, которая из него вытекает, не ограничивается военными конфликтами. В 1980-е американцы были убеждены, что японцы вскоре перехватят у них статус исключительной глобальной державы. И это несмотря на то, что население Японии было вдвое меньше и имело сотую часть плодородных земель, доступных Америке. В итоге Уолл-Стрит запустила собственную программу реструктуризации, которая переформатировала американский бизнес, заложив фундамент под волну роста в 1990-е».

Фридман полагает, что «паника» приводит Америку к новым достижениям, как некий толчок в спину для того, чтобы «встать и идти дальше». Но это – его личная интерпретация событий: он ищет позитив в негативе. Зато диагноз того же Stratfor совсем иной, и он изложен в соседних строках: «…Шок от негативных событий или от иностранного влияния весьма заметен. Мания становится депрессией, а высокомерие превращается в панику».

Что мы и наблюдаем сегодня – вашингтонские официальные лица, что называется, «путаются в показаниях». Конечно, США ещё strong, и они полагают, что могут «кое-что кое-кому продемонстрировать», но за истекший год мир увидел дружной афронт американской политике от ширящихся рядов стран Азии, Африки и Латинской Америки, и это свидетельствует о накапливающейся неэффективности внешней политики вашингтонского истеблишмента.

И в Вашингтоне этого не могут не чувствовать – отсюда судорожные попытки собрать под эгидой США один, второй, третий региональные саммиты «единомышленников» (Африки, Америки, АСЕАН, «демократий» и т.д.); отсюда – встречи стран НАТО и «сочувствующих» на базе в Рамштайне («Разом нас багато, нас не подолати»); отсюда – потрясение военными угрозами сразу в трех направлениях – против Китая, России и Ирана…

А что в ответ? – А в ответ большинство стран мира отказались присоединяться к американским санкциям против России. Да ещё набирает силу процесс перехода от доллара к местным валютам во внешней торговле – чистая «дедолларизация», который так боятся в США.

И, знаете, что это всё – все американские инициативы – напоминает? Это напоминает образ киношного Кинг-Конга, который забрался в Нью-Йорке на Empire State Building, и колотит себя с воплями в грудь от гнева и паники.

Да, мы не можем недооценивать американскую силу. Но мы не можем и не заметить, как Фридман прав: «…Но не всё всегда идёт хорошо, а что-то идёт не так, когда остальной мир дотягивается до Америки и начинает взаимодействовать с ней на своих условиях».

Это подводит к простому выводу: если лишить Америку роли и прав гегемона, то она просто растеряется оттого, что не будет знать, как ей надо жить дальше…

И не про это ли сказка Ганса Христиана Андерсена, где есть такие слова:

«…И вот король шествовал по улицам под роскошным балдахином, а в народе говорили:

- Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как чудно сидит! Ни единый человек не сознался, что ничего не видит: никто не хотел выдать себя за глупца или никуда не годного человека. Да, ни один наряд короля не вызывал еще таких восторгов.

- Да ведь он же совсем голый! - закричал вдруг один маленький мальчик.

- Ах, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! - сказал его отец, и все стали шепотом передавать друг другу слова ребенка.

- Да ведь он совсем голый! - закричал наконец, весь народ.

И королю стало жутко: ему казалось, что они правы, но надо же было довести церемонию до конца!

И он выступал под своим балдахином еще величавее, а камергеры шли за ним, поддерживая шлейф, которого не было».

…Вот мы читаем сейчас в «Global Times»: «Если грядущее десятилетие и должно быть для чего-то решающим, то оно должно быть связано с разгромом жестокой гегемонии Вашингтона и установлением подлинного мирового равенства и справедливости».

Далее – уже калифорнийский «Counterpunch»: «В течение десятилетия рост многополярного мира постепенно заменит мечты Вашингтона о глобальной гегемонии многонациональными альянсами… А Соединенные Штаты, поскольку их собственная глобальная власть быстро ослабевает, несомненно, превратятся в региональную державу...»

Ну, уж, коли такое понимание перспектив потихоньку начинает доходить до обителей властных кабинетов на Потомаке, то удивляться поднимающейся «тихой панике» не приходится.

«…Но надо же было довести церемонию до конца