Евреи в борьбе за независимость США

На модерации Отложенный


Картина Джона Трамбулла, изображающая сцену предложения к рассмотрению текста Декларации независимости США комитетом на заседании континентального конгресса, 1817–1819 гг.Картина Джона Трамбулла, изображающая сцену предложения к рассмотрению текста Декларации независимости США комитетом на заседании континентального конгресса, 1817–1819 гг.

Эту песню, ставшую неофициальным гимном США, в 1918 году сочинил Ирвинг Берлин (Израиль Бейлин), 19-летний солдат родом из Белоруссии. В ней проявились благодарность и верность американских евреев стране, ставшей для них спасительным прибежищем. На протяжении всей истории евреи вносили весомый вклад в процветание Соединенных Штатов. Сегодня они, стремительно ассимилируясь, все больше отдаляются не только от своего еврейства, но и от того, за что боролись их предки. Еще один повод напомнить об этом.

Пионеры Нового Света

В галуте евреи подвергались жестоким преследованиям по религиозным и экономическим причинам. В XV веке для них сложилась катастрофическая ситуация, кульминацией которой стало поголовное выдворение сефардов с Пиренейского полуострова за исключением обращенных в католицизм марранов. До 2 августа 1492 года все евреи должны были покинуть Испанию (в Португалии это произошло четыре года спустя). На следующий день Христофор Колумб отправился искать западный путь в Индию через Атлантику. В итоге он открыл Багамские острова и достиг побережья Центральной Америки. А в начале XVI века флот португальцев добралcя до Южной Америки.


Есть версия о происхождении Колумба из семьи марранов по материнской линии. В рукописях он ссылался на Ветхий Завет, а девизом своей экспедиции взял стих из псалма «Кто из Сиона даст спасение Израилю!» Марран Луи де Сантанел, советник короля, одолжил Колумбу 17 тысяч дукатов, снаряжал первую экспедицию (вторая финансировалась на деньги, отобранные у изгнанных евреев). В вояжах участвовали многие марраны: судовладельцы Мартин Алонсо и Винсент Янес, родственник канцлера Родриго Санхес, корабельные врачи Марко и Бенсал, переводчик Луис де Торрес, штурманы, матросы. В пути Колумб использовал навигационные книги и приборы евреев Авраама Закуты, Хозе Вецинго, Мозеса.


Отверженным иудеям в Европе не было покоя, и многие надеялись на лучшую долю в заморских краях. На первых порах это удавалось тем, кто располагал немалыми средствами и обладал изрядной долей авантюризма. В 1508 году кубинский епископ доносил в Испанию, что на каждом судне в колонию прибывают говорящие на ладино сефарды и марраны, тайно соблюдающие иудаизм. На Багамах они наладили производство сахара, из Бразилии вывозили натуральные красители для текстиля, торговали драгоценными камнями. Но инквизиция доставала евреев и в Новом Свете. С 1577 года иудеям запретили селиться в испанских колониях, а в 1654-м португальцы изгнали их из своих владений.

Часть евреев обосновалась на Карибских островах и торговала колониальными товарами. Вместе с туземными пиратами они сражались с испанской короной. Когда Нидерланды, Франция и Англия начали борьбу за передел территорий в Америке, их поддержали местные сефарды. В середине XVII века корсары-марраны Антонио де Корваль и Симон де Касарес помогли Оливеру Кромвелю отобрать Ямайку у испанцев. В 1626 году голландцы на купленном у индейцев острове Манхеттен основали Новый Амстердам, а Вест-Индская компания разрешила евреям проживать в этом городе.

Первым сефардом, ступившим на североамериканский континент в 1584 году, был Джоахим Ганс. А в 1621-м французский еврей Элиас Легардо прибыл в Вирджинию, чтобы учить колонистов выращивать виноград. Еще через три года 23 сефарда приплыли в Новый Амстердам, вскоре переименованный англичанами в Нью-Йорк. Иудейская община оформилась там в 1687 году, а один из ее членов Мозес Гомес купил участок, на котором возвел синагогу, микву и еврейскую школу. Роскошная синагога, еврейский клуб и кладбище открылись в Ньюпорте. Религиозная терпимость к иудеям проявлялась и в Саванне, Филадельфии, Балтиморе, а Чарльстон стал центром крупнейшей сефардской общины.

За свободу и независимость!

В 1740 году британский парламент в целях поощрения иммиграции принял закон, разрешивший евреям натурализоваться после семи лет проживания в американских колониях. Чтобы получить право подданства, нужно было уплатить 57 фунтов, а дети, родившиеся на новой родине, получали гражданство автоматически. Но политических прав и свободы внутренней торговли евреи по-прежнему не имели. С начала XVIII века начали прибывать ашкеназы, говорившие на идише, и к середине века они превзошли по численности сефардов. Новые иммигранты становились ремесленниками, фермерами, негоциантами, судовладельцами, работорговцами, финансистами. В 1774 году Колумбийский колледж окончил адвокат Исаак Абрахамс, а братья Соломон и Уильям Пинто получили дипломы врачей в Йельском университете.

Перед Войной за независимость (1775–1783) в Северной Америке проживало 2000 евреев при общей численности населения 2,5 млн человек. Они были привязаны к стране обитания и осуждали власти метрополии за притеснения колонистов.

Многие из них присоединились к «сынам свободы» – сторонникам создания самостоятельного американского государства. А некоторые коммерсанты, связанные с Англией, сохраняли лояльность короне. Евреи участвовали в протестах против высоких налогов и таможенных пошлин, в бойкоте английских товаров. Они активно поддержали Континентальный конгресс, добровольно записывались в революционную армию во главе с Джорджем Вашингтоном, а в 1779 году сформировали свой батальон. Евреи были храбрыми солдатами и талантливыми офицерами, особенно прославились Френсис Сальвадор, Соломон Буш и Урия Филлипс, а майор Бенджамен Ноунс и полковник Джейкоб Фрэнкс служили в штабе Вашингтона.

Френсис Сальвадор, зажиточный сефард из Лондона, был первым евреем, избранным в конгресс Южной Каролины. Летом 1776 года союзники короны индейцы внезапно напали на американских ополченцев во главе с 29-летним полковником Сальвадором и смертельно ранили его. В честь первого еврея, погибшего за победу революции, в Чарльстоне установлен мемориал.

Еврейские патриоты оказали большую финансовую помощь молодой американской армии, обеспечивали ее оружием, боеприпасами, обмундированием, продовольствием, медикаментами. Брокер Хаим Саломон, иммигрант из Польши, делал крупные пожертвования в пользу синагог. Он организовал займы для правительства США в банках мира, а в критический момент войны ссудил Конгрессу собственные средства. Был брошен англичанами в тюрьму, заболел туберкулезом и умер в 44 года, оставив семью в нищете. В 1784 году в ответ на антисемитскую клевету в прессе Саломон заявил: «Я еврей, это мой народ, и я верю, что мы получим все привилегии, которыми хотим наслаждаться вместе с нашими согражданами». Почтовое ведомство США выпустило марку с его изображением и надписью «Финансовый герой». А в центре Чикаго высится скульптурная композиция: Дж.Вашингтон держит за руки ближайших соратников – суперинтенданта Р.Морриса и финансиста Х.Саломона.

Гершом Мендес Сейксас, основатель общины португальских сефардов Нью-Йорка, призвал соплеменников с оружием в руках отстаивать независимость Америки и не жалеть своего имущества во имя победы. Став раввином в Филадельфии, он продолжал агитировать за независимость колоний. А при выработке Конституции США выступил против требования принадлежности к определенной религии для занятия государственной и общественной должности. Мендес Сейксас принимал участие в провозглашении Вашингтона первым президентом США, а после войны стал попечителем Колумбийского колледжа, основал ряд благотворительных обществ.

В 1790 году еврейская община Ньюпорта вручила Джорджу Вашингтону приветственный адрес, на который президент ответил: «Пусть же дети рода Авраамова, поселившиеся на этой земле, и впредь заслуженно пользуются добрым к ним отношением со стороны других жителей, когда каждый сможет сидеть безопасно под собственной виноградной лозой и смоковницей, и ничто не будет угрожать ему».

Правда и кривда

В 1776 году Декларация независимости США провозгласила: «Мы считаем очевидной истину, что все люди созданы равными». Но на практике эмансипация евреев осуществлялась непросто. Лишь в начале XIX века были отменены ограничения для евреев во всех штатах. Позже президент Теодор Рузвельт заявил: «Среди всех великих держав Соединенные Штаты – страна, которая с самого начала своего национального развития сознавала долг перед еврейским народом и стремилась к справедливости в отношении американских граждан еврейского происхождения и веры».

Действительно, США опередили другие страны в создании благоприятных условий для евреев, в свою очередь сыгравших важнейшую роль в экономике и политике, науке и технике, культуре и спорте новой родины. 37% всех американских нобелевских лауреатов – евреи. Памятные медали хранят имена А.Эйнштейна, Дж.Гершвина, Э.Лазарус, Б.Гудмена, Л.Бернстайна, Э.Визеля, А.Миллера, Г.Гудини, Б.Стрейзанд, И.Б.Зингера, И.Стерна и многих других. Правда и то, что евреи храбро сражались в Гражданской войне в США, причем 7000 из них служили в армии северян (погибло около 600). В Первую мировую войну 250 тысяч американцев еврейского происхождения были солдатами и офицерами, в их числе шесть генералов и адмиралов (более 10 тысяч убиты). Во время Второй мировой в армии США служили 556 тысяч евреев, им было присвоено свыше 61 тысячи боевых наград (погибших – 11,4 тысяч).

Волны иммиграции значительно увеличили численность евреев США, и многие из них достигли больших успехов. Это вызывает зависть и озлобление у конкурентов, представителей низов и оголтелых юдофобов, подстрекающих к ложным обвинениям, оскорблениям, угрозам и насилию по отношению к евреям. Даже пуритане, в прошлом толерантные к иудеям, все чаще примыкают к антисемитам расистского и леворадикального толка. Под давлением этих групп в начале 1920-х США ужесточили иммигрантские квоты, а экономическая депрессия и дальнейший рост юдофобских настроений резко снизили прием еврейских беженцев из оккупированной нацистами Европы. Лишь 30 тысячам лиц, искавшим спасения, удалось тогда найти приют в «американском раю». С конца 1970-х возрос приток еврейских эмигрантов из СССР. Сегодня в США числится 5,4 млн граждан еврейского происхождения, и у каждого – свои надежды и опасения, радости и горести.

ДАВИД ШИМАНОВСКИЙ