Русская Гаага: миротворческая инициатива Императора Николая II

На модерации Отложенный



Век XIX показал такую мощь технического прогресса, что люди возмечтали: благодаря науке, силе пара, электричества и моторов наступающий XX век станет временем всеобщего мира и процветания. Но наука несла прогресс не только в мирные отрасли хозяйства и быта: с ещё большим ускорением страны мира развивали орудия убийства. Уже разрабатывались и внедрялись скорострельное стрелковое оружие и артиллерия, подводные корабли, воздушные шары и аэропланы для метания бомб. Прозорливые люди понимали, что такой ускоренный прогресс вооружений может привести в ближайшем будущем к величайшим кровопролитиям. В этих условиях лишь один из них — Российский Император Николай II — пытался воплотить идеи миротворчества, чтобы остановить грядущую мировую бойню человечества.
* * *

В канун ХХ века Русский Государь обращается к мировым лидерам с предложением ограничить рост своих армий, и даже провести частичное разоружение. Благодаря проведённой русской дипломатией огромной работе по согласованию вопросов и порядка проведения миротворческой встречи, она была созвана в 1899 г. в Нидерландах, в дипломатической столице Европы городе Гааге. Для принятия судьбоносных решений сюда прибыли представители крупнейших государств Европы (в т.ч. Турции), а так же Азии (Китай, Япония, Персия, Сиам) и Америки (США и Мексика). Из уважения к инициатору встречи императору Николаю II открытие конференции состоялось в день его рождения 18 мая, а председателем конференции был избран глава российской делегации Егор фон Стааль.

Первоначально Гаагская конференция по разоружению и миру задумывалась как собрание мировых держав для ограничения их вооружений и по количеству, и по качеству. Однако столкновения стран в XIX в. за территории колоний, за ресурсы и рынки сбыта накопили множество взаимных претензий и обид. Потому не все были готовы обсуждать вопросы именно разоружения. И проходила конференция (около двух месяцев) — за закрытыми дверями.

С самого начала было ясно, что для конфликтующих последние десятилетия на Евразийском и Африканском континентах Франции, Германии и Великобритании русская идея о разоружении, частичном сокращении армий будет встречена с настороженностью. Действительно, договориться о сокращении военных бюджетов и прекращении гонки вооружений, как это предлагал Император Николай II, страны так и не смогли. Было лишь высказано ни к чему не обязывающее пожелание ограничивать расходы на военное дело.

Основными же обсуждаемыми проблемами стали проблемы не разоружения, но гуманного отношения воюющих сторон к солдатам противника. Из шести принятых документов, три декларации касались именно более милосердного отношения к противнику:

—«О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов»;

—«О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы»;

—«О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле».

Да, первая из указанных деклараций не была ратифицирована и не дала результатов: воздушные бомбардировки вскоре стали широко применяться с развитием нового вида вооружений — авиации.

Но до сего дня действуют две другие: военным преступлением считается использование химического оружия и разрывных пуль. Хотя во время Первой мировой войны армии обоих блоков использовали химическое оружие, декларации 1899 г. помогли в дальнейшем принять запрет на использование бактериологического оружия (в 1975 г.) и вести обсуждение о запрете противопехотных мин.

Принятые участниками Гаагской встречи конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» и «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 г. о раненых и больных» создавали систему международного права в условиях достаточно бесправных по своей сути, т.е в условиях войны. Важнейшей стала конвенция «О мирном решении международных столкновений», на основе которой создавалась международная система арбитража.

Согласно конвенции, если между странами назревал военный конфликт, то во избежания кровопролития они прекращали между собой всякие отношения и выбирали из нейтральных стран посредников, которые и должны в течение месяца провести переговоры между собой и предложить противостоящим сторонам выход из предгрозовой ситуации.

В июне 1907 г. в Гааге открылась вторая встреча по вопросам мирного урегулирования международных споров, куда прибыло уже 44 участника. И хотя конференция была созвана по инициативе президента США Т.Рузвельта, председательствовал на ней российский дипломат Александр Иванович Нелидов. Важнейшими её решениями стали первая в мировой истории конвенция о гуманном обращении с военнопленными и декларация о недопустимости нападения во время войны на спасательные суда и шлюпки, в которых находятся экипажи поверженных военных кораблей.

* * *

Ныне мы знаем, что Гаагская конференция по разоружению и миру не смогла предотвратить катастрофу Первой мировой войны. Но надо хорошо понимать, что это была уже вторая попытка именно русских императоров остановить саму возможность развязывание войн на Европейском континенте и мире в целом. Вспомним русское великодушие истинного христианина-рыцаря Императора Александра I. После разгрома агрессивной армии Наполеона и триумфального вхождения Русской Армии в Париж в 1814 г. всем было ясно: Россия самая могущественная держава в Европе и может диктовать ей свою волю. Однако Русский Император не стал подобным Наполеону агрессором, но предложил создание дружественного Священного союза равноправных стран, что на десятилетия дало возможность Европе жить без большого кровопролития. Император Николай II продолжил именно эту линию христианского миролюбия, предложив создать систему предупреждения возможных военных конфликтов.

Для учреждённого в 1899 г. Международный арбитражного суда в 1913 г. на средства американского промышленника-благотворителя Э. Карнеги в Гааге был выстроен Дворец Мира, где ныне располагаются Международный суд ООН и Постоянная палата третейского суда. В этом дворце вывешен портрет Российского Императора Николая II как свидетельство международного признания миротворческой политики Русского Государя. Это надо помнить каждому русскому человеку, чтобы со знанием дела давать ответ всем клеветникам-русофобам со времён марксистских идеологов советской эпохи повторяющим о «России — жандарме Европы». Поистине христианское миролюбие и жертвенность русских людей и их государей ясно засвидетельствовано историей.

Александр Шарипов