Так что ‒ новое средневековье? Или всё же дальнейший прогресс?

Сначала иконописцы, потом просто великие художники, потом импрессионисты, потом абстракционисты и прочий авангард, потом, уж простите, фаллосы, какашки и прочие атрибуты «современного искусства». Художников не стало ‒ это факт неопровержимый. Почему так? Разве не может нынче кто-то писать картины так, как да Винчи, Рембрандт, Репин? Да полно такого народу. Вот только картины их никому будут не нужны. Если бы сейчас сгорели все музеи и частные коллекции ‒ тогда другое дело. С писателями и поэтами примерно так же. Конечно, наступление общего упадка в сфере искусства «отодвигали» появлявшиеся его новые виды, например, кино и фотография. В музыке новый подъём дали электроинструменты и системы усиления и воспроизведения звука. А в том же кино новую энергетику в своё время дало появление компьютерных спецэффектов. Но что же дальше?

Давайте признаем, что мы не просто на пороге общего упадка культуры, а уже ступили за этот порог. Судите сами. Где новые шедевры живописи? Где новые великие скульпторы, фотографы? Много ли современных великих писателей и поэтов? Разве не сократилось до минимума количество новых интересных произведений в музыке, кино, театре?

Разве не исчезают профессии чеканщика, краснодеревщика? Разве не заменяет людей культуры во многих сферах компьютерное моделирование?

И тогда вопрос: что же впереди ‒ новое средневековье (с компьютерным уклоном)?

Или что-то другое?

Кстати, лично я вижу тенденцию к появлению некоей обобщённой профессии художника с компьютерными инструментами, который будет заниматься всем сразу. Так культура ещё некоторое время удержится от окончательного упадка. Но представителей такого искусства вряд ли назовут великими.

И всё же ‒ что потом?

Либо сокращение «творческого запала» людей и человечества в целом приведёт к ещё большей деградации человеческого интеллекта и человека вообще. Как это уже происходит во многих странах из-за чудовищных реформ в сфере образования и культуры.

Либо мы увидим появление новых форм взаимоотношений и взаимодействия между людьми, позволяющих людям искусства чувствовать себя востребованными именно как творцы. Идея в том, чтобы у желающего творить было понимание, что сделанное им будет интересно окружающим. При том, что знание о шедеврах прошлого будет этому мешать. И достичь данной поставленной цели весьма непросто.