Откуда появились эти выражения

На модерации Отложенный

Происхождение выражение «сидеть в печёнках»

"Сидеть в печёнках" - очень древний фразеологизм, означающий надоедать, раздражать, нервировать кого-то. Почему же этот надоедливый кто-то сидит именно "в печёнках", а не, к примеру, в голове или сердце?

Всё дело в том, что издревле печень считалась не менее важным органом, чем сердце. Вспомните древнегреческий миф о Прометее: когда тот принес людям огонь, Зевс разгневался и приковал Прометея к скале, наказав огромному орлу прилетать каждый день и клевать его печень. За сутки печень героя снова вырастала, но орел прилетал вновь и его мучения продолжались. Почему же именно печень подверглась такому истязанию, а не сердце, мозг или легкие? Древние греки считали, что кровь - носитель души, а печень, фильтрующая кровь, тем самым очищает и душу человека.

Такое отношение к печени можно встретить не только у греков, на Руси печень олицетворяла вместилище жизненной силы. То есть, "сидеть в печенках" значило отравлять жизнь, мешать жизни, забирая жизненную энергию.

Тюркские народы также считали печень главным органом человека. Есть множество устойчивых выражений, связанных с печенью, например, "смеяться, пока не высохнет печень" и т.д.. Поэтому, "засесть в печёнках" означает буквально замучить или надоесть.

Существует еще одна версия происхождения этого выражения, однако она не так красива и поэтична. Всем известно, что при плохой термической обработке пищи или после съедания немытых овощей и фруктов, в печень могут попасть паразиты, которых потом очень сложно вывести. А сидящие в печёнках паразиты уж точно отравляют жизнь и надоедают своим присутствием.

Откуда пошло выражение «Гвоздь программы»

Происхождение этого выражения однозначно связывают с открытием башни, названой в честь главного конструктора Гюстава Эйфеля, а попросту — Эйфелевой башни. Это сооружение, ставшее самым узнаваемым символом Парижа, было построено в 1889 году и первоначально задумывалось как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.

Один из вариантов гласит, что из-за общей схожести башни с гвоздем, воткнутым в Париж, а так же производившей неизгладимое впечатление величественности, парижане и гости выставки начали называть её не иначе как «гвоздь выставки», «гвоздь программы выставки», ну и, понятное дело, выражение прижилось. Лично я считаю эту версию маловероятной, потому как ну какому воспаленному мозгу причудится сходство Эйфелевой башни с гвоздём? Нет, ну серьёзно? Если только с очень большого удаления, когда заметно расширяющийся к низу силуэт башни сливается в вертикальную линию, и то сильно вряд ли. Единственный более-менее правдоподобный вариант — сравнение башни именно с гвоздём, вбитым в центр Парижа, метафорически, тэксказать.

Вторая версия, на мой взгляд, более правдоподобная — в языковом различии терминов. Дело в том, что в русском языке «гвоздь» — это гвоздь, и ничего более. А вот во французском слово «clou» — это не только гвоздь, но и ещё одно значение — «значительное, заметное». Вот и получается, что выражение «clou de la saison», давно использовавшееся французами для обозначения главного спектакля сезона, во время выставки по отношению к башне трансформировалось в «clou de l’exposition», то есть гвоздь выставки. Ну и далее, в русский язык, именно как «гвоздь программы».

Почему символ аптек и больниц - змея, обвивающая кубок?

Сегодня любой цивилизованный человек знает, что "логотипом" аптек и медицинских заведений является красный крест. Любое учреждение, оказываюшее услуги в лечении каких-либо болезней или проблем со здоровьем, вправе использовать этот символ для своего обозначения. Видимые издалека кресты установлены над входами больниц, аптек или поликлиник. Но если вы обратите внимание, то обнаружите, что наряду с крестами используется ещё один символ – это чаша или посох с обвитой вокруг змеёй.

История посоха со змеёй восходит к Древней Греции, где существовал культ бога Асклепия (или Эскулапа). Асклепий был человеком, рождённым Коронидой, возлюбленной Аполлона. Кентавр Херон обучил мальчика искусству врачевания и его талант достиг небывалых вершин – настолько, что по легенде он даже мог воскрешать мёртвых. Но богов возмутило то, что Асклепий лечил людей не только из гуманных соображений, но и брал с них плату. За это Зевс убил его молнией, но затем сжалился, воскресил и сделал богом. Культ Асклепия был, по сути, школой врачей того времени. Поначалу жрецы лишь исполняли магические ритуалы, но на протяжении веков научились применять реальные врачебные процедуры и простые препараты.

На базе храмов Асклепия воникли первые больницы, куда обращались страждущие за медицинской помощью.

Чаша со змеёй тоже родом из древнегреческой мифологии и является символом богини Гигиеи – дочери Асклепия, которая также пошла по стопам отца и отдала себя медицине и помощи людям. Именно по её имени названа область медицины, знакомая нам как «гигиена». Стоит также отметить, что изначально сегодняшний медицинский крест был не красным, а зелёным и именно в таком цвете он до сих пор используется в современной фармацевтике.

Почему говорят «кот наплакал»?

Вы наверняка слышали это выражение, когда кто-либо хочет подчеркнуть крайне малое количество чего-либо или же его незначительность, а то и вовсе полное отсутствие. «Денег — кот наплакал», «здравый мыслей в твоём сочинении — кот наплакал» и т. д. Выражение является ироничным, подчеркивая несерьёзное отношение к предмету разговора. Но неужели коты мало плачут?

Коты, в отличие, от собак, коров, коней и прочих домашних животных, действительно редко плачут. Причём, слёзные каналы у них есть, но слёзы выделяются чаще от болезней глаз, чем как реакция на боль или, тем более, обиду. Вряд ли это связано с бессердечностью пушистых котиков, скорее всего они просто редко оказываются на виду у хозяина, поэтому и слёз их никто не видит. У животных встречается повышенное слезоотделение, но это является скорее физиологической особенностью, чем плачем.

Фразеологизм «кот наплакал» используется на протяжении столетий — это выражение было устойчивым ещё во времена Тургенева и Толстого и упоминается в их произведениях. Выражение также может происходить от арабской фразы «кoтыъ нaилaк», означающей «перестать получать деньги» и используемой в среде торговцев XVIII-XIX века. И, хотя эта версия является не столь правдоподобной, но - кто знает?

Почему мы говорим «завтрак», а не «сегодник» или «утренник»?

Вчера, сегодня, завтра, послезавтра... Привычные слова, которыми мы описываем временные рамки окружающих нас событий. Не кажется ли вам странным, что приём пищи, который происходит сегодня, как-то связан с завтрашним днём и называется «завтрак»?!

На самом деле с завтрашним днём утренний приём пищи связан по одной из версий происхождения слова. Своим происхождением слово обязано временам, когда далеко не у всех людей был доступ к благам цивилизации в виде газа и электричества. То ли их ещё не изобрели, то ли пользовались единицы. Поэтому приготовление пищи было весьма длительным занятием — растопить печь, сходить за водой, приготовить... А дела не ждут, времени в обрез и поэтому пищу на утро обычно оставляли с вечерней трапезы, «на завтра». Так и появился «завтрак».

По другой теории (более научно обоснованной филологами) «завтрак» - это изменённое слово «заутръкъ» - то, что съедается «за утро» или (как говорили и писали во времена Пушкина) «заутра». Со временем «заутрок» превратился в «завтрок» или «завтрык», пока не принял привычную для нас форму «завтрак». По схожей схеме, предположительно, появилось и слово «завтра» - «за утро», «на другой день».

Кто придумал слово «фломастер»?

Само слово «фломастер» имеет банальное происхождение, ведь так была названа фирма, которая занималась выпуском этих канцелярских принадлежностей. Ну а перевод названия фирмы «Flow-Master» состоит из двух слов «мастер» и «струиться».

Пожалуй, ничего более "точного" придумать было нельзя. История знает много примеров, когда название бренда становится именем нарицательным. Например, "памперсы" или "ксерокс".

История утверждает, что прототипы фломастеров появились еще на заре Цивилизации. В гробницах Древнего Египта были найдены медные трубочки особой формы, внутрь которых была вставлена тростинка, пропитанная чернилами. Благодаря тростинке чернила вытекали не сразу, а постепенно. Такое приспособление неплохо подходило для письма на папирусе.

Схожий принцип имеют и современные фломастеры, что появились в Японии в 1942 году. Изобрел их Юкио Хори из Tokyo Stationery Company. От древнеегипетского образца их отличало наличие особого наконечника, благодаря которому вытекание чернил стало более равномерным и аккуратным. На завоевание всего мира у фломастеров ушло около 20-ти лет.

В США первой компанией, наладившей выпуск фломастеров, стала Papermate, что до сих пор является ведущим производителем канцелярских принадлежностей, причем не только на внутреннем рынке. Абсолютного же лидера в деле выпуска фломастеров назвать невозможно — этой продукцией занимается слишком много компаний по всему миру.