Как выглядят ангелы в Библии на самом деле? Часть 1
На модерацииОтложенный
Данная статья является первой частью серии статей о визуальном образе библейских ангелов.
Возможно, вы встречали различные ролики о том, как же на самом деле выглядят ангелы в Библии. Там рассказывают, что ангелы – это не миловидные купидончики с маленькими крыльями или красивые крылатые юноши, а жуткие монстры, которые больше подходят для произведений Лавкрафта.
Образ ангела в одном из популярных роликов
Автором этого интернет-мема, скорее всего, стал зарубежный ютуб-блогер под ником «хочелага» (hochelaga). В середине 2020 года он выпустил ролик с названием «Почему достоверные по Библии ангелы такие жуткие». Ролик набрал на момент начала 2023 года 14 млн просмотров. Именно после его ролика стали появляться подобные видео на ютуб-каналах «Шум земли», «Fantom», «Семь легенд» и прочих. Также я видел много статей на Дзене с подобным содержанием. В общем, тема стала очень популярной и она, в свою очередь, породила новые мифы о библейском представлении об ангелах. То есть, мифы о мифах.
Давайте разберемся, как на самом деле выглядят ангелы в Библии? Действительно ли они такие жуткие? Как возникли ангельские образы в Библии и в христианстве?
В чем сложность понимания ангелов в Библии?
Библия состоит из двух частей: Ветхий и Новый Завет. В обоих заветах ангелы описываются как существа мужского пола, либо предполагается, что они выглядят как люди мужского пола. Также там есть описания небесных существ с действительно жуткой внешностью. Эти существа встречаются лишь в нескольких местах Библии, и там они не обозначены как ангелы.
Явление ангела Деве Марии
Библейские тексты – это древние исторические документы, которые отражают мифические представления древних евреев, связанных с пониманием истории, мироздания, человека, бога и богов, а также разного рода околобожественных существ. Христиане и иудеи верят в существование этих существ, также они верят в истинность библейского текста. По крайней мере иудеи верят в истинность ветхозаветных текстов, которые они называют Танахом, а христиане принимают на веру оба корпуса текстов: как Ветхий, так и Новый завет.
Однако научное представление о происхождении библейских текстов отличается от иудео-христианского. Ученые рассматривают библейские тексты в историко-культурном контексте, поэтому понимание ангельских и прочих околобожественных существ нужно рассматривать так, как их видели авторы библейских текстов. Представления библейских авторов во многом противоречат друг другу, и это нормально, потому что Библия создавалась в течение многих сотен лет под воздействием разных религиозных культур. Отсюда образ библейских ангелов может отличаться в зависимости от выбранной библейской книги.
Еврейский политеизм
Чтобы понять представления библейских авторов об ангелах, нужно рассмотреть их взгляды на небесных существ в самом широком смысле. Ранний иудаизм возник на основе ханаанской религии.
Древнееврейские пророки верили в существование многих богов, помимо центрального израильского бога Яхве. Ранний период иудаизма принято называть яхвизм, этот термин подчеркивает политеистический характер верований древних евреев.
Высшим божеством в традиционном ханаанском пантеоне был бог Эль, чье имя является западносемитским словом, которое переводится как "божество". Одним из эпитетов Эля на иврите является слово «Элион» (Бытие 14:18), то есть «Всевышний». Но в Библии чаще встречается слово «Элохим», которое является множественной формой слова Эль. В Библии «Элохим» используется с глагольными формами единственного числа, поэтому в иудео-христианской традиции слово переводят в единственном числе, как «Бог».
Одна из возможных фигурок бога Эля, 14-13 век до н.э.
Элохим - божественность
Верующие объясняют множественную форму «Элохим» как усиление величия Бога, будто использование множественной формы существительного с глаголом в единственном числе указывает на величайшее существо. Библеист Джоэл Барнетт в работе «Переоценка библейского Элохима» доказывает, что имя «Элохим» изначально было абстрактным понятием, указывающим на божественность. Затем этим словом стали обозначать конкретных божеств. Например, в 3-й книге Царств боги Астарта, Хамос и Милхом обозначены словом «Элохим». Поэтому идея, что «Элохим» означает что-то очень величественное – не имеет смысла.
Третье распространенное имя библейского бога – это Яхве. Наиболее раннее употребление этого имени находится на моавской Стеле Меша, которая датируется 9 веком до н.э.
Стела Меша
Эль и Яхве
Эль и Яхве, скорее всего, для древних евреев изначально были разными божествами. Эль был верховным богом и отцом всех божеств, а Яхве был локальным богом израильтян.
Это подтверждает отрывок из ветхозаветной книги Второзакония. Первые 43 стиха 32 главы данной книги называют «Песнью Моисея», считается, что это очень древний текст, который датируется 10-8 веком до н.э. В 8 и 9 стихе этой главы сказано, что Всевышний (в оригинале «Элион»), разделяя людей между своими сыновьями богами, отдает потомков Иакова, то есть евреев, богу Яхве.
В традиционных переводах Библии вы не найдете слов, что Всевышний бог разделил народы по числу богов. Однако современные переводы Библии, например Новая пересмотренная стандартная версия, указывает именно на число богов. Стихи 8 и 9, согласно современным переводам, выглядят так:
«Когда Всевышний (Элион) распределил народы, когда разделил человечество, он установил границы народов по числу богов. Уделом Яхве был народ его, Иаков - его удел». (Второзаконие 32:8-9)
Таким образом, в самой Библии есть отголоски древнееврейского политеизма. Это очень важно для понимания природы библейских небесных существ, в том числе ангелов.
Комментарии