Свобода для полуграмотных: в чем причина кризиса интеллекта в России

На модерации Отложенный

Сергей Баймухаметов

25 января президент Путин издал указ о внесении изменений в «Основы государственной культурной политики». В них подтверждаются и дополняются положения фундаментального документа, принятого в 2014 году.

Прежде всего говорится, что выработка государственной культурной политики продиктована стоящей перед страной задачей экономической и социальной модернизации. А это возможно при условии последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. Инвестиций было явно недостаточно, что создало «угрозу гуманитарного кризиса». К наиболее опасным для будущего России проявлениям этого кризиса относится «снижение интеллектуального и культурного уровня общества».


В дополнениях, в частности, указывается, что необходимо «повышение общественного статуса педагогического работника как носителя безусловного нравственного и интеллектуального авторитета… совершенствование российских информационно-поисковых систем как средства интеллектуального и культурного развития личности».

Кто в ответе за сосульки?

Акцент ставится на понятии «интеллект». Глобальные проблемы возникают из множества отдельных случаев в реальности. Поскольку упоминается «совершенствование информационных систем», то, кстати, вспомнились недавние заголовки в СМИ: «Кто отвечает за падение с крыши сосулек» и «Эксперты рассказали, кто отвечает за сосульки на крышах и балконах».

По логике, по смыслу этих слов так и представляется административное здание, большой кабинет, совещание. Высокое должностное лицо требовательно спрашивает: «Сколько сосулек упало за отчетный период? Сколько было попаданий в проходящих мимо граждан? Хорошо, но недостаточно, не дорабатываем в этом вопросе. Увеличивать надо, улучшать…»

Да, бывают оплошки, ляпы в современных изданиях. Но ведь эти цитаты не из каких-нибудь самодельных интернет-сайтов, а из крупнейших общефедеральных газет. Значит, интеллектуальный кризис доходит до структур, которые задавали нормы повседневного, общеупотребительного русского языка. Да, наверно, черный юмор о департаменте, ответственном за падение сосулек на головы, неуместен, но ведь там, где глупое слово - там появляется глупое дело, которое аукается на нас, рядовых жителях.

Примеров много. Начиная с высших сфер. Чтобы никого не задевать в нынешних днях, возьмем давнюю уже историю. Скажем, как мог в свое время дойти до внесения в Госдуму законопроект № 542949-6 - «Запрещаются продажа табачных изделий или табачной продукции женщинам, не достигшим 40- летнего возраста, а также  женщинам, вне зависимости от их возраста, в присутствии их малолетних  несовершеннолетних детей».

Понятно, там сотни голов - сотни умов. Но ведь «изобретение» одного «ума» или группы «умов» предварительно проходит через профильные комитеты, через специалистов и юристов. Однако ж «прошло». «Внесли». И более года различные люди в Госдуме всерьез занимались законопроектом, прежде чем его отклонили.

Горькие плоды свободы

Откуда все это и многое тому подобное? Из широких масс. У нас ведь начальство - плоть от плоти народа.

В середине 1970-х мой старший друг (1928 года рождения) Леонид Иванов, человек энциклопедической эрудиции, говорил мне: «Уважаю грамотных - это понятно. Уважаю совсем неграмотных - у них свое знание, свое понимание и свое достоинство. Боюсь полуграмотных - от них все беды».

Хотя, бывает, на первый взгляд они вроде бы и безобидны. Вот сюжетик из YouTube. Миловидная девушка на фоне книжных полок, не то у себя дома, не то в книжном магазине, делится с аудиторией своими мыслями (фрагменты, текста выделены мной): 

«Я как обычно провожу свой день… Покупаю книжки. Я люблю читать, духовно развиваться этими практиками ЧТИТЕЛЬНЫМИ. Вот эта ЧТИТЕЛЬНОСТЬ, она позволяет тебе по жизни идти вперед. И грамотно ПОСТАВЛЯТЬ ЛЮБУЮ РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ. Вот, например, вам позвОнит друг, и вы сможете ПОДДЕРЖАТЬ ЕГО МЕНТАЛЬНОСТЬЮ и какими-то словами».

Что бы сказал мой друг Леонид Иванов? А я знаю, что бы ему ответил, начни он поражаться и возмущаться. Я бы сказал: «Свобода, она для всех, Леонид Витальевич!»

В нашем с ним СССР советские люди уважительно относились к тому, что пишут в газетах. И мы, работники тех газет, знали, как готовятся материалы (каким бы признанным авторитетом ни был нештатный автор или штатный сотрудник), какие ступени проходят перед выходом в свет: заведующий отделом, ответственный секретарь, главный редактор, дежурный по номеру, ответственный дежурный по номеру. В больших изданиях были еще бюро проверки.

Сейчас, конечно, то же самое. Только, наверно, люди другие. Если же про общую ситуацию, то нынче каждый человек с компьютером - сам себе СМИ, с выходом на большую аудиторию интернета.

Что будет с той девушкой из YouTube? С годами прочитанные книги окажут свое воздействие - или же такой и останется? Притом, уверенной в себе... И пойдет в какие-нибудь сферы, где найдет полное понимание у таких же, и они вместе будут задавать тон?

То есть наступившая свобода, к сожалению, имеет прямое отношение к падению интеллектуального уровня. Как написано в указе президента - к угрозе интеллектуального кризиса. Потому что наша свобода сопровождалась распадом СССР и, как следствие, разрушением созданного за 75 лет интеллектуально-культурного слоя - в общественной жизни, в науке и технике, в производстве. Образовавшуюся пустоту мгновенно заполонили и заполнили полуграмотные, но активные - не званые и уж тем более не избранные. Например, многие мои (увы, уже ушедшие из жизни) друзья, родственники - из военно-промышленного комплекса. Им и в страшном сне не могло присниться, что директором института ядерной физики назначат бывшего директора табачной фабрики, а руководителем легендарного ракетного завода – человека, который в исчезнувшей без следа некоммерческой автономной организации защитил докторскую диссертацию по… ипотеке.

В СССР при общей несвободе был отбор по профессиональным качествам в общегуманитарных, научно-технических сферах. Откуда и пришли в свое время в политику демократы первой волны. Значит, суть нынешнего интеллектуального кризиса уже не в свободе, а в том, кто и как определял и определяет нормы и правила, в том числе и кадровой политики. В том, как происходил и происходит отбор - по уровню компетентности или по каким-то другим критериям?