Надо, Потанин, надо!
На модерации
Отложенный
На категорическое заявление Потанина в заголовке интервью так и напрашивается ответ Потанину «Надо, Федя, надо!». Этим бы можно и ограничиться, но его интервью РБК получилось почти политическим манифестом олигарха 90-х (что нарушает негласную, но принципиальную договоренность с Путиным в 2000-е не влезать в госполитику), а его слова про негодяев выглядят как отповедь спикеру Госдумы Володину. Получается, что впервые за долгие годы крупный капитал пытается повлиять на большую политику посредством публичных заявлений.
Что ж, это политическое выступление требует разбора по тезисам. Оно гораздо важнее, чем пустопорожние споры вокруг ношения бород в армии.
1. Потанин против против национализации иностранных активов в ответ на их воровство российских активов, так как это не по правилам и противоречит ценностям частной собственности: «Западные страны намеренно провоцируют Россию по такой формуле: «Вот мы у вас отберем незаконно имущество, и вы отберите, и мы будем квиты. Но не стоит на это поддаваться: Во-первых, потому что мы потом будем бороться за эту свою собственность... Во-вторых, неуважение к личным свободам людей и праву собственности привело по совокупности к плохим последствиям. От этого надо просто уметь воздержаться».
Переводя с иезуитского языка на русский, Потанин предлагает России соблюдать те правила и ценности, которые не соблюдает Запад, быть святее папы римского. Потанин требует от нас политического мазохизма: терпеть любые выходки и унижения ради «святых ценностей западной демократии». Мол, не злите большого капиталистического хозяина — и всё уладится, нормализуется, вернётся к прежнему.
Это не просто демагогия человека, который ставит свои частные интересы выше народных, и причём делает это под видом государственных интересов. Это на самом деле принципиальная позиция гайдаровцев 1990-х годов, когда откровенное ограбление народа Западом предлагалось потерпеть во имя рыночного светлого будущего. Включите выступления Гайдара того времени и сравните с интервью Потанина — точь-в-точь та же лживая риторика.
2. Потанин выступает резко против конфискации имущества у уехавших из страны россиян, поскольку, опять же, это нарушение частной собственности и мешает развитию отечественной IT-индустрии: «Отбирать собственность и клеймить раньше времени людей, мне кажется, это признак слабости, а мы сильная страна, сильная нация, по крайней мере мечтаем о том, чтобы так восприниматься. Поэтому мы должны сильные ходы делать, а не слабые. Нарушение прав собственности — это импульсивный, слабый ход. И наказание людей за то, что они работают, условно говоря, из Еревана или даже из какой-нибудь Германии на нашу экономику, это тоже импульсивный, популистский ход».
Здесь сразу несколько хитрых подмен. Первая в том, что Потанин всех негодяев-предателей, которых Володин призвал лишить собственности, сводит только к айтишникам — что далеко не так. Большинство уехавших предателей занимались бесполезной или даже вредной деятельностью — от богемных лицедеев и журналистов, проталкивающих педерастию, до барменов и гламурных стилистов. Не говоря уже о крупных аферистах, входивших в бизнес-элиту, типа Тинькова.
Вторая хитрость в том, что нехватка наших специалистов якобы оправдывает их работу за рубежом — в то время, как это ровно обратная зависимость. Из-за их ориентированность на Запад и работе там их мозги в прямом и переносном смысле утекли от нас во время СВО. И то, что они продолжают получать российскую зарплату вовсе не делает их полезными для нас — наоборот, работая на росс.компании из-за рубежа они могут дистанционно вредить нашей кибербезопасности, саботировать работу и ставить закладки.
Чтобы исправить эту ситуацию, российскому государству надо, с одной стороны, удержать айти-кадры на территории России, с другой — уже сбежавшие кадры отсечь от любой деятельности в России и наказать.
Наконец, самая вопиющая подмена Потанина заключается в том, что он называет частную собственность (внимание!) частью наших общинных традиционных ценностей. А поскольку государство наконец-то занялось их защитой, то бывший олигарх пытается воспользоваться этим и впихнуть в список защищаемых государством ценностей свои богатства под видом уважения к собственности каждого гражданина.
На самом деле, священное право собственности — вовсе не в наших традициях, это придумка Запада. В православной традиции частная собственность и богатство не только не священны, но потенциально греховны. Они могут быть признаны нравственными только тогда, когда зарабатываются честным трудом и тут же раздаются неимущим, так как Христос призывал раздать всё имущество и жить как птицы. То есть Потанин получит защиту своей собственности как традиционной ценности после того, как передаст её государству и она станет народной.
3. Наконец, Потанин недвусмысленно надеется переждать конфликт с Западом, не отказываясь от глобализма: «Вся парадигма нашего бизнеса, который был больше завязан на вовлеченность в международную цепочку создания продукта и технологии, сейчас переориентируется на внутреннюю историю с попыткой вовлечь в это какие-то дружественные страны и партнеров. Где-то это получается, где-то пока нет... Мы как отдельно взятая компания и как страна должны [остаться] в хорошей форме и просто выжить этот период и добраться до того берега, на котором потом будем строить новые правила взаимоотношения со всеми другими странами и между собой... Там [на Западе] они опомнятся, а мы потерпим, по своей стране поездим».
Что это означает на практике в экономической деятельности, мы увидели с 2014 года — когда импортозамещение в ряде отраслей было фактически провалено, поскольку такие потанины продолжали покупать продукцию Запада в ущерб национальном суверенитету.
И самое поразительное заключается в том, что Потанин даже в условиях полугорячей войны со странами НАТО, которые поставили цель уничтожить Россию, предлагает сохранить ту же глобалистскую модель (может, чуть слегка изменив закупки с западных на восточные) и переждать войну. Тактика «пересидеть и вернуться» рассказана им на примере туризма: мол, на Западе рискованно отдыхать, мы прокатились по Волге, вспомнили пионерское детство — потерпим, когда они опомнятся и вернёмся.
В то время как президент Путин категорически заявил об окончательном размежевании с Западом, о прекращении проекта по встраиванию России в Запад, Потанин продолжает верить в этот проект и призывает власть следовать ему. Лично его, как олигарха 90-х, всем обязанному именно «встраиванию России в Запад», понять можно — но никакого права у него навязывать нам пораженчество нет.
Ведь если убрать всю словесную мишуру Владимир Потанин предлагает России сдаться на милость Западу ради сохранения его частной собственности и принципов капитализма в целом. Это, конечно, неприемлемо и достойно народного осуждения.
Реальность заключается в том, что Кремль и российская армия готовятся к масштабному наступлению в рамках нового этапа СВО — а значит бывшим олигархам под видом «партии мира» придётся молча принять эту реальность или последовать примеру «убежавших негодяев».
Время ельцинских нуворишей окончательно прошло. Оно и так слишком задержалось из-за ряда субъективных причин. Но СВО и мировая история сметёт их в небытие как мусор.
Комментарии