Блистательная Матильда Кшесинская

На модерации Отложенный

В конце августа весь балетный мир вспоминал одну из самых ярких танцовщиц, смелую и удивительную женщину, судьба которой до сих пор будоражит сознание исследователей – Матильду Феликсовну Кшесинскую.

Один из самых интересных проектов, приуроченных к юбилейной дате балерины, подготовила Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой «AR-спектакль “Матильда Кшесинская – блистательная реальность русского балета”». 31 августа в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина в рамках культурно-просветительского проекта «Знание о России» прошла встреча с создателями данного спектакля.

В рамках презентации были представлены первые результаты работы над созданием AR-спектакля (augmented reality, спектакль с дополненной реальностью), озвучены итоги научных изысканий и открытий, сделанных в процессе работы над ним. Сегодня AR–технологии проникают в культуру и искусство, только вот в балете это редчайшие, единичные случаи. Дополненная реальность в создании именно хореографического спектакля интересна сама по себе с технической стороны. Для зрителя представляется уникальная возможность полного погружения в происходящее благодаря инновационным подходам к реализации проекта. Важно, что первой и значимой постановкой в России станет спектакль – дань уважения и памяти Матильде Кшесинской.

Представленные результаты работы раскрыли многие особенности творческого процесса, трудности постановки AR-спектакля творческие и технические задачи объединения мультимедийных технологий, драмы, музыки и хореографии в дополненной реальности (AR), и их представление, впервые, при помощи современных устройств в музейном пространстве, исторически связанном с балериной. Премьера запланирована на ноябрь в Государственном музее политической истории России, его главном здании – Особняке Матильды Феликсовны Кшесинской.

Создаваемый AR-спектакль – это художественное произведение и плод совместного творчества гуманитариев и технических специалистов, основанный на материалах, в числе которых дневниковые записи и мемуары Матильды Кшесинской, на архивных документах и свидетельствах эпохи. Это результат кропотливого труда работников архивов Мариинского театра, Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, Российского государственного исторического архива, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Государственного музея политической истории России и многих других.

В рамках презентации прозвучали фрагменты сценария, на основе которого будет поставлен спектакль, где «оживет» Кшесинская и от первого лица поделится горестями и радостями своего уникального творческого пути. Артисты петербургских театров, принимающие участие в спектакле продолжатели театральной династии Кшесинских, а также педагоги по сценической речи Российского государственного института сценических искусств сделали это в формате изящной театрализованной читки по мотивам оригинальной пьесы драматурга Юрия Бутунина «БЫТЬ ПЕРВОЙ!». Режиссер AR-спектакля – лауреат Государственной премии России Игорь Коняев.

 Участники встречи в оффлайн и онлайн формате:

Софья Байбурина – младший научный сотрудник Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина;

Ринат Дулмаганов – продюсер проекта, член Международного союза музыкальных деятелей, генеральный продюсер Общественного фонда развития исполнительских искусств и Национального оперного центра;

Марина Павловна Радина – научный консультант AR-спектакля, ведущий специалист Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой;

Андрей Вячеславович Соловьев – консультант AR-спектакля, IT-журналист и видеоблогер;

Алена Борисовна Шафер – куратор AR-спектакля, директор Центра иммерсивного искусства «Особняк», г. Томск;

Петр Константинович Севенард – правнучатый племянник М. Ф. Кшесинской, актер AR-спектакля, актер Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке, представил театральную династию Кшесинских, насчитывающей сегодня вот уже 300 лет, и принял участие и в театрализованной читке, вместе со своими коллегами-актёрами:

Еленой Игоревной Чёрной – кандидатом искусствоведения, актрисой, режиссёром, профессором кафедры сценической речи РГИСИ и

Олегом Валерьевичем Велединским – актёром, старшим преподавателем кафедры сценической речи РГИСИ.

В своей приветственной речи и.о. ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Народный артист РФ Николай Максимович Цискаридзе отметил: «Женщиной Матильда Феликсовна была с бесподобным чувством юмора, потому и мемуары написаны с колкостями, иронией, и даже самоиронией. В детстве я прочитал, что когда она, будучи на сцене, увидела, как зевнул сидевший в зале Сергей Дягилев (чье 150-летие в этом году мы также отмечаем, как и весь мир), то она вызвала его на дуэль. Мне тогда казалось, что это какой-то миф. А потом, став артистом и часто танцуя на сцене Мариинского театра я убедился, что в Мариинском театре действительно можно увидеть, как кто-то зевает, если у тебя хорошее зрение.

Говорить о том, как танцевала Матильда Феликсовна сейчас сложно, можно ориентироваться только на прессу, где очень много как положительных, так и отрицательных высказываний. Недавно, отчасти, благодаря моему любопытству, появилась книга “Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания”. Сотрудница Академии, моя многолетняя подруга Марина Радина совершила огромный труд. Собрала в очень интересную книгу всё, что есть в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина и в других исторических архивах, в дневниках и части мемуаров, которые Матильда Феликсовна не смогла вывезти, когда уезжала из Советской России.

Я очень рад что сегодня, в это неспокойное время, мы вспоминаем её имя, что лишний раз подтверждает – ничего отменить и стереть нельзя. И всё самое-самое настоящее даже сквозь века всё равно будет прорываться. Имя Матильды Кшесинской во всём мире знают, пусть даже по каким-то скандальным подробностям её биографии, и благодаря этому имени ещё и ещё раз вспоминают о великом русском балете!».

Упоминаемое издание – «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания» автор-составитель и комментарии М. П. Радина. – Москва: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина; Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, издательство NAVONA, 2018. – 448 с.

В основу книги легли ранние дневники (1886–1894) балерины Императорского театра Матильды Феликсовны Кшесинской и воспоминания ее брата – танцовщика и педагога Иосифа Феликсовича Кшесинского. Эти рукописи, хранящиеся в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина (и частично в РГАЛИ) никогда ранее не публиковались в полном объеме. Материалы дополняет переписка М.Ф. Кшесинской с Ю.А. Бахрушиным (публикуется впервые) и Домом-музеем П.И. Чайковского, относящаяся к поздним годам жизни балерины – 1957–1968 гг., а также статьи И.Ф. Кшесинского, которые были опубликованы в советской печати в 1919–1928 гг.

Издание снабжено вступительными статьями, комментариями и указателями. Книга иллюстрирована фотографиями из архивов Театрального музея им. А. А. Бахрушина и Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Немаловажным является и тот факт, что в фонде Президентской библиотеки представлены оцифрованные документы Дирекции императорских театров Министерства императорского двора, частью которых являются и личные дела Кшесинских (https://www.prlib.ru/news/1352755) – самой Матильды, её сестры Юлии, брата Иосифа и родителей – Феликса и Юлии Леде (Доминской). Оригиналы хранятся в Российском государственном историческом архиве.

Проект реализуется Общественным фондом развития исполнительских искусств при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры», при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Фото: @ Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

С полной видеозаписью встречи можно ознакомиться на официальном RUTUBE-канале, с фрагментом прямого включения в паблике ВКонтакте Президентской библиотеки.