Чем обернулся распад СССР для русских в постсоветских республиках

На модерации Отложенный

Чем обернулся распад СССР для русских в постсоветских республиках

Андрей Соколов

28.12.2022

В декабре исполнилось 100 лет со дня образования СССР, который распался в 1991 году.

Об этом много писали, но одна из самых острых тем – что произошло с русскими, проживавшими в вышедших из состава Советского Союза республиках, – до сих пор фактически остается в тени.

В то время как во многих случаях их судьба оказалась трагичной.

Об этом рассказала автор книги «На этнической войне…

Геноцид русских в бывших республиках СССР» Елена Семенова.

Книга издана в Москве издательством «Традиция» крохотным тиражом и широкому читателю фактически неизвестна.

Однако она рассказывает о страшной трагедии, о том, что проводившаяся в СССР национальная политика при его распаде обернулась настоящим геноцидом русских в ряде бывших советских республик.

Эта тема долгие годы замалчивалась из ложно понимаемой толерантности.

Но, как видно, именно нежелание разобраться в причинах этой трагедии под предлогом недопустимости «разжигать межнациональную рознь», и обернулось теперь драмой на Украине, где нынешние власти Киева при подстрекательстве Запада сегодня уже открыто заявляют о необходимости полного истребления русских.

Книга Елены Семеновой, основанная на свидетельствах очевидцев и материалах СМИ, подробно рассказывает об этапах, формах и фактах геноцида в Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане, Молдавии и других бывших советских республиках.

Обнародование этих фактов, говорится в предисловии, особенно важно, потому что в России обо всем, что на самом деле происходило там по отношению к русским, предпочитали умалчивать, чтобы «не обострять национальный вопрос».

Продолжают умалчивать и до сих пор, несмотря на то, что пример Украины ясно показывает, к каким тяжелым последствием все это может привести.

А творилось тогда в этих «братских республиках» действительно страшное. Вот, что пишет, о происходившем в Таджикистане в 1990 году, упоминаемый в книге Семеновой бывший душанбинец Владимир Стариков.

«12 февраля 1990 года, понедельник. Несколько минут назад закончился рабочий день.

Я бегу с женой по улице Айни. Час пик, но улица абсолютно пустынна – ни одной машины на мостовой, ни одного прохожего на тротуарах.

За нашей спиной в километре от нас остался проспект Ленина, по которому в сторону железнодорожного вокзала, круша и сметая все на своем пути, несется огромная, потерявшая разум толпа.

С минуты на минуту она вывалится на перекресток и неизвестно, в какую сторону повернет дальше.

Надо спешить – дома у нас (дома ли?) дочь-подросток и сын – студент киевского вуза, несколько дней назад неудачно приехавший на каникулы.

Страх за них подгоняет нас, и мы бежим изо всех сил.

Пробежав несколько километров, вздыхаем с облечением.

Дети оказались дома. А назавтра отрезок дороги от текстильного комбината превратился в ад.

Банды исламских фундаменталистов блокировали шоссе.

Из прибывающих с двух сторон автобусов и троллейбусов они вытаскивали русских женщин и насиловали здесь же на остановках и на футбольном поле у дороги, мужчин жестоко избивали.

Антирусские погромы прокатились по всему городу. «Таджикистан для таджиков!» и «Русские, убирайтесь в свою Россию!» – главные лозунги погромщиков.

Русских грабили, насиловали и убивали даже в их собственных квартирах. Не щадили даже детей.

Такого изуверства Таджикистан еще не знал…».

Как вспоминают свидетели погромов, в тот день, когда они начались, «все морги города Душанбе были переполнены телами русских людей.

Для этого даже были организованы дополнительные полевые морги».

Убивали даже тех, кто пытался бежать. «На прощанье по вагону запросто давали очередь из АК, либо запирали все двери и кидали горящую смоляную тряпку в начало вагона.

На скорости ветер раздувал огонь и целые семьи сгорали за пару минут…».

Убивали русских озверевшие националисты и в Азербайджане.

Вот, что вспоминает беженка из Баку Галина Ильинична, слова которой цитирует автор книги:

«Выломали дверь, мужа ударили по голове, он без сознания валялся все это время, меня били.

Потом меня прикрутили к кровати и начали старшенькую насиловать – Ольгу, двенадцати лет ей не было.

Вшестером… Когда мы бежали потом в аэропорт, мне чуть ли не под ноги упала девчонка – выбросили с верхних этажей откуда-то.

Вдрызг! Ее кровь мне все платье забрызгала… В аэропорту издевались, все убить обещали. Вот тогда я начала заикаться…».

Рассказывая о том, что происходило в Узбекистане, автор книги приводит воспоминания Марии Андреевны Алексейцевой.

Родом она из Смоленской области, после войны вместе с мужем, простым солдатом-артиллеристом, который дошел до Берлина, перебралась в Узбекистан.

Потом дети выросли, муж умер. О событиях тех лет вспоминает с ужасом:

«Вот где мы страху натерпелись, хуже, чем в войну. Узбеки отрубали русским головы, выставляли в мясных лавках всем на обозрение».

Отдав за бесценок квартиру, женщина перебралась к родным в Иркутск.

Но так вели себя по отношению к русским не только банды озверевших националистов.

Вот приводимые в книге тогдашние лозунги «интеллигенции» в Молдавии, открыто призывавшие к расправам над русскими: «Ничтожные люди с территории России, дискредитированные.

Пьяницы, всякие проходимцы, демобилизованные, и вообще перенаселение… все эти остатки приезжают к нам и в другие республики…

Мы никогда не смиримся с тем, что чужеземцы хозяйничали на земле наших предков. К ответу палачей Молдавии!» «Если русский попросит у тебя кусок хлеба, дай ему кусок динамита», – писал тогда молдавский поэт Виеру.

«Вымыть улицы русской кровью и сжечь русских детей…», – призывала поэтесса Лари.

Но сколько же всего было погибших в результате этих кровавых событий на просторах бывшего Союза?

Согласно данным Информационного бюллетеня Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН за апрель 1997 г., в результате этнических и региональных конфликтов в результате распада СССР погибло 98,8 тыс человек.

Однако журнал «Эксперт» в своей публикации в 2012 году пишет, что точные цифры погибших не установлены, а оценки простираются от 100 до 600 тысяч.

А потому журнал вынес на обложку «среднюю» цифру – 300 тысяч.

Таковы были результаты «бескровного», как уверяли либералы, распада СССР.

В это же время казахский автор Улугбек Тагиев в своей статье «Русские в Казахстане: прошлое настоящее и перспективы на будущее», которую цитирует Семенова, приводит в ней статистику, которая указывает, что русские никогда не были колонизаторами, а именно они фактически были главной трудовой силой в южных республиках, которые их строили и благоустраивали.

«В 1987 году, – пишет он, – узбеки в Узбекистане и туркмены в Туркменистане составляли 53% трудящихся в промышленности, таджики в Таджикистане – 48%, киргизы в Киргизстане – 25%, казахи в Казахстане – всего 21%».

Остальные были русские и представители других национальностей.

Получается, что именно русские рабочие и инженеры создали основное богатство этих республик, построили заводы, фабрики, электростанции и рудники, которым там пользуются до сих пор.

При этом титульные нации на просторах этих республики были тогда в меньшинстве, или составляли лишь немногочисленное большинство.

В Казахстане, например, где казахи составляли всего 5-ю часть населения, под лозунгом «Казахстан для казахов» начали вытесняться все другие нации, на долю которых приходилось 80% населения.

Вместе с тем Елена Семенова указывает, что в произошедшей трагедии во многом виновны и мы сами.

Потому что в те времена многие искренне и горячо поддерживали разваливших Советский Союз сначала Горбачева, а потом Ельцина.

«У русской трагедии 20-го века есть конкретные виновники, несущие персональную ответственность за произошедшее, которые должны были бы предстать перед судом.

Это те, у кого в ту пору в руках была власть. Но наряду с этим… доля ответственности лежит и на всем обществе, на всех его членах, допустивших, чтобы трагедия сделалась возможной».

Некоторые считают, что об этой трагедии распада СССР не стоит сегодня упоминать.

Это, мол, нанесет ущерб нашим отношениям с сегодня независимыми государствам, которыми стали бывшие советские республики.

Это – якобы разжигание межнациональной розни. Вовсе нет! Это попросту напоминание о том, что было, и о чем никак забывать нельзя.

Жестокий урок того, чем может обернуться такое забвение преступлений националистов, – сегодняшняя Украина. Хрущев в свое время выпустил из лагерей сидевших там бандеровцев, которые творили на Украине чудовищные преступления, были пособниками Гитлера, и отправил их домой.

А всё, что было связано с уничтожением бандеровского подполья на Украине, на многие годы в СССР было упрятано в архивах под грифом «совершенно секретно». Об этом было не принято говорить. Под тем же предлогом – не разжигать межнациональную рознь.

Горькие плоды этого забвения истории мы и пожинаем сегодня.

В этом году Российское военно-историческое общество издало сборник документов «Чёрная книга.

Зверства бандеровцев». «В книге, – комментирует ее «Литературная газета», – приведены леденящие душу примеры способов умерщвления людей.

Следователи НКВД, расследовавшие преступления бандеровцев, составили список из 135 часто применявшихся к мирным людям пыток и способов убийств (вбивание гвоздя в череп головы, обрезание ушей, выбивание глаз...).

Не каждый дочитает до конца! Но забывать об этом мы не вправе».

Ведь помнить – это вовсе не значит мстить.

Да и сам автор книги Елена Семенова вовсе не призывает к мщению, а говорит о необходимости «сохранить память о страшных событиях, ставших очередным витком русского геноцида XX века.

Помнить о них, «чтобы впредь избегать повторения тех роковых ошибок, за которые пришлось платить столь дорогую цену».

Ведь именно не извлечение уроков из трагедии 90-х стало главной причиной того, что сегодня на Украине наша армия борется с потомками бандеровцев, с выросшим там под покровительством Запада неофашизмом.