Проблемные пункты новой морской доктрины

На модерации Отложенный

   31 июля Президент подписал указ «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации». Документ был подписан в День ВМФ в здании Государственного музея истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости. Основное отличие от предыдущей версии «Морской доктрины» (принята в 2001, дополнена в 2015) в наличии отдельного раздела «Национальные интересы, вызовы и угрозы национальной безопасности РФ в Мировом океане». В нем уточняются и детализируются национальные интересы, вызовы и угрозы нацбезопасности России «на море» в «условиях формирующегося полицентрического мира».

    Наиболее значимыми и заметными новшествами (или новыми редакциями ранее специально не акцентируемых позиций) является:
 - указание на то, что основным вызовом нацбезопасности РФ является курс США на доминирование в Мировом океане и приближение к границам РФ инфраструктуры НАТО.
 - декларация готовности применения военной силы для реализации своих интересов в Мировом океане.
 - перечисление «проблемных зон», где РФ будет укреплять военную инфраструктуру (Курильские острова, Балтийские проливы, Чёрное море и восточная часть Средиземноморья).
 - указание на необходимость ужесточения контроля военно-морской
 деятельности других государств в акватории Северного морского пути.
 - анонс создания пунктов материально-технического обеспечения флота РФ в разных регионах, в частности - в Красном море.
 - обозначение в качестве приоритетных направлений судостроения строительства современных авианосцев.
 - ввод в состав ВС РФ подготовленных гражданских судов в военное время.

   В целом, несмотря на наличие целого ряда «грозных» пунктов, данный документ не содержит каких-то «сенсационных» деталей. Во многом цель обнародования новой редакции доктрины - пиарная и пропагандистская. На фоне парада (на котором тащили муляж «ботика Петра»), Путин, в историческом доме в Петропавловской крепости, провозглашает о морском величии России, объявляет об очередных сверхпланах мирового господства и наличии «не имеющих аналогов» вооружений).

    Все это должно было, в глазах российского обывателя, «погасить» крайне блёклые результаты участия Черноморского флота в СВО на Украине (потеря флагман в противостоянии с государством, фактически не имеющим своего ВМФ и неспособность организации десантных операций).

А также попробовать «напугать» целый ряд государств - собственно от США и Великобритании до Норвегии, Канады, Турции, Египта, Саудовской Аравии.

    В реальности, с доктриной или без, Россия объективно:
 - не может построить авианосный флот. Этот факт констатировался задолго до нынешней санкционной волны. У страны нет возможностей для того, чтобы «импортозаместить» целый ряд механизмов (двигателей и не только), необходимых для этого.
 - Не способна даже обеспечить нормальное функционирование Северного морского пути. Из-за санкций проблемы возникли даже с обеспечением навигационными спутниковыми картами, под вопросом возможность достройки, в запланированные сроки, новых ледоколов (необходимые технологии принадлежат Японии).
 - Не смогла получить ни одной базы за рубежом, кроме сирийского Тартуса. Планы создания такой базы в Судане блокированы. У стран, которые видят угрозу для своей безопасности от
 российской экспансии, более чем достаточно ресурсов, для того, чтобы «купировать» повторные попытки РФ закрепиться в Индийском океане. Региональные игроки вложились в создание собственных флотов и баз.
 - Не решила проблем, связанных с фактической «закрытостью» Чёрного и Балтийского морей. В случае с Чёрным морем Россия критически зависит от доброй воли Турции, которая может мгновенно прервать связь с базой в Сирии. Однако это давняя (или даже - «древняя») проблема. В тоже время, расширение НАТО сделало Балтийское море «внутренним морем» данного союза - и это уже непосредственная «заслуга» Путина и ко.
 - Не продемонстрировала декларируемой «мощи» своего Черноморского флота. Возможность противостоять флотам НАТО вряд ли оценивается экспертами так же, как до активной фазы войны (а и тогда звучали оценки, согласно которым он уступит даже флоту одной Турции).