Каждый год 1 января украинские националисты, не успевшие протрезветь после встречи «новорiчного свята», устраивают факельные шествия и масштабные попойки в честь дня рождения своего кумира Степана Бандеры.
Все адекватные здравомыслящие люди, так или иначе знакомые с историей, считают Бандеру зловещим символом украинского национализма. Конечно, во многом это правда. Последователи Степана Бандеры в 1940–1950-х годах утопили западную Украину в крови сотен тысяч невинных людей — русских, украинцев, поляков, евреев. А в настоящее время они продолжают террор против мирного населения Донбасса.
Однако сам Степан Бандера был крайне далек и от того зловещего образа, который нарисован его противниками, и от того романтического и героического образа, который культивируется его адептами.
Как живодёр стал главарем украинских националистов
Родился будущий главарь ОУН в первый день нового 1909 года в селе Старый Угринов под Калушем, входившем тогда в состав австро-венгерского королевства Галиции и Лодомерии. Его отец — греко-католический священник Андрей Бандера в 1918–1919 году принимал активное участие в создании так называемой Западно-Украинской народной республики (ЗУНР), просуществовавшей несколько месяцев и уничтоженной поляками, затем служил капелланом в так называемой украинской галицкой армии (УГА).
В 1919 году он поступил в украинскую классическую гимназию в Стрые, где примкнул к одной из подпольных националистических организаций. В 1929 году он стал членом новообразованной Организации украинских националистов (ОУН), возглавлял которую бывший командир сечевых стрельцов Евген Коновалец.
С этого момента и начинается карьера будущего символа украинского национализма. В 1933 году он стал краевым проводником ОУН и являлся организатором боевых групп, которые проводили активную террористическую деятельность в отношении представителей польской власти, западноукраинских коммунистов, лояльно настроенных к польской власти украинцев и даже своих собственных соратников, заподозренных в «зраде».
Примечательно, что лично Бандера никого не убивал, за исключением… кошек.
Как писал украинский писатель и журналист Олесь Бузина, убитый в 2015 году последователями Бандеры, физические данные Степана — рост 159 см, хилое телосложение и слабое здоровье не позволяли ему лично карать «врагов нации».
А вот кошек в детстве он извел немало.
«Это было его любимое детское занятие — как другим мультфильм смотреть, — отмечал Бузина. — Он на кошаках силу воли и беспощадность к врагам нации оттачивал! Причем душил их маленький Степанчик публично — на глазах ровесников, внушая им ужас и уважение к своей куцой, но грозной персоне. Факт этот не отрицают даже его нынешние — самые благосклонные биографы».
Организатор раскола ОУН
В октябре 1933 года друг и соратник Бандеры Николай Лемик застрелил представителя советского генерального консульства во Львове Андрея Майлова. Считается, что организатором этого теракта был Степан Бандера. А 15 июня 1934 года в Варшаве был застрелен министр внутренних дел Польши Бронислав Перацкий.
Непосредственным исполнителем покушения являлся студент по фамилии Мацейко, однако руководство данной «операцией» украинских националистов исполнял Бандера.
Как писал покойный Бузина, убитый польский министр был очень либерально настроен по отношению к украинцам и выступал за «гармоническое сосуществование» всех польских граждан, вне зависимости от этнического происхождения. ОУНовцев такой подход категорически не устраивал.
Организаторы убийства Перацкого, в том числе Бандера и его соратник, будущий главарь т.н. украинской повстанческой армии (УПА*) Роман Шухевич были арестованы.
В январе 1936 года варшавский суд приговорил Бандеру и еще двоих видных оуновцев Лебедя и Карпинца к смертной казни через повешение. Однако вместо петли их ждала амнистия и пожизненное заключение. Но в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война. Польша рухнула под ударом германского вермахта, и Бандера вышел на свободу.
Теперь главными его врагами стали Советский Союз, частью которого стала Западная Украина, и… бывшие соратники в лице Андрея Мельника, возглавившего ОУН после убийства сотрудником НКВД СССР Павлом Судоплатовым Коновальца. В феврале 1940 году Бандера возглавил ОУН(б), отколовшуюся от основной группировки ОУН(м) во главе с Мельником.
Здесь важно подчеркнуть, что дело было отнюдь не в принципиальных идеологических разногласиях и несогласии Степана с позицией Мельника о необходимости тесного сотрудничества с нацистской Германией, как это преподносят апологеты Бандеры, а исключительно в его личных амбициях.
К тому моменту Бандера уже был завербован абвером и работал на Германию, а его соратник Шухевич уже формировал т.н. «Украинский легион», более известный как батальон «Нахтигаль». 30 июня 1941 года каратели из «Нахтигаля» вошли в оставленный Красной Армией Львов и устроили там массовую резню. В страшном погроме погибли несколько тысяч человек, в основном, евреев.
С Гитлером против СССР
Пока на улицах столицы Галичины украинские националисты убивали ни в чем не повинных безоружных людей, приводя своими зверствами в ужас даже немцев, Бандера и его заместитель Ярослав Стецько объявили о провозглашении независимой «Украинской державы», которая находится в тесном военном союзе с национал-социалистической Германией, «помогающей украинскому народу освободиться из-под московской оккупации».
Однако такая самодеятельность разозлила хозяев Бандеры, и они упрятали главаря ОУН(б) и его сообщников в печально известный концлагерь Заксенхаузен. Однако вопреки лживым утверждениям пропагандистов-бандерофилов, их кумира там никто голодом не морил и не мучил. Ему разрешались свободное перемещение по лагерю, свидания с родственниками, получение денежных средств от ОУН.
Как отмечает писатель и историк Олег Смыслов, при особой необходимости Бандера мог даже выезжать в Берлин.
В то время как Бандера, Стецько и прочие главари ОУН пребывали в концлагере, украинские националисты, которых потом стали называть в его честь — бандеровцы, верой и правдой служили немцам, участвуя в карательных акциях против мирного населения на оккупированных гитлеровцами территориях советской Украины и Белоруссии.
Трагедия Бабьего Яра и Хатыни, в значительной степени, дело рук именно украинских националистов. А сформированная Шухевичем в конце 1942 года УПА, вопреки утверждениям её апологетов, отнюдь не вела борьбу против немецких оккупантов. Во всяком случае, архивы Германии совершенно не упоминают о каких-либо серьёзных столкновениях с украинскими националистами.
В 1943 году на Волыни боевики УПА устроили настоящий геноцид польского населения. Количество уничтоженных ими поляков, в основном мирных жителей — женщин, детей, стариков исчисляется десятками тысяч. Историками называются цифры от 30 до 80 тысяч человек.
Успешно резали украинские националисты и друг друга. Так, бандеровцы уничтожали мельниковцев и бульбовцев (сторонники т.н. «Полесской сечи» Тараса Бульбы-Боровца), а те в свою очередь расправлялись с бандеровцами. А когда в 1944 году на Западную Украину пришло долгожданное освобождение, то бандеровцы активно пособничали отступающим гитлеровцам, стреляя в спины советским военнослужащим.
Так, 29 февраля 1944 года под Ровно украинскими националистами был обстрелян автомобиль командующего 1-м Украинским фронтом генерала армии Н. Ф. Ватутина. Советский полководец получил ранение, от которого скончался полтора месяца спустя в киевском госпитале.
В конце 1944 года, когда окончательно стало ясно, что Германия войну проигрывает, немцы освободили Степана Бандеру и других лидеров ОУН из концлагеря и привлекли их к подготовке диверсионной работы против Советского Союза.
В начале 1945 года Бандера находился в Кракове, где курировал «Абверкоманду — 202» — спецподразделения для подготовки присланных штабом УПА диверсантов для заброски в советский тыл. Когда Краков был окружен Красной Армией, то из города Бандеру лично вывозил главный диверсант Гитлера Отто Скорцени, ранее организовавший дерзкую операцию по освобождению Муссолини.
На службе у новых хозяев
После поражения нацистской Германии Бандера, оставаясь формальным лидером ОУН, не стал возвращаться на Украину, чтобы вести там подпольную борьбу и осуществлять террор в отношении представителей советской власти. Вместо него это делали другие — те, кого называли бандеровцами по фамилии их незадачливого и трусливого главаря.
Степан же успешно перепродал себя британским и американским спецслужбам, помогал им в вербовке шпионов для засылки на территорию СССР. Поселился он в Мюнхене, где довольно безбедно доживал свой век под фамилией Попель, пока 15 октября 1959 года его жизнь не оборвала струя цианистого калия, выпущенная ему в лицо агентом КГБ Богданом Сташинским.
В настоящее время на Украине объявлен настоящий культ Степана Бандеры. В его честь переименовывают улицы и проспекты, ставят памятники. Однако впору задуматься над тем, что прославление такой личности деструктивно в первую очередь для Украины как государства. И не только потому, что на востоке страны Бандеру, его приспешников и последователей считают не героями, а карателями и убийцами.
У страны, прославляющей таких политических лузеров и ничтожеств, активно работавших то на одних, то на других хозяев, прикрываясь интересами этой самой несчастной страны, просто не может быть будущего.
Впрочем, нынешние властители Украины вполне заслуживают того, чтобы быть поставленными на одну доску с Бандерой. Остается дождаться только, пока на каждого из них найдется свой Сташинский или Судоплатова
(УПА. ОУН- запрещённые в РФ террористические организации.)
Источник:https://matveychev-oleg.livejournal.com/4744650.html
Комментарии