И Китай не помог. Эксперты сетуют на то, что Россия провалилась в «товарную яму»
На модерации
Отложенный
Если нехватку гаджетов и других потребительских товаров в стране частично помогает решить параллельный импорт, то с технологиями и товарами для промышленности дело обстоит намного сложнее.
Иван Зубов
Как известно, до начала спецоперации в Украине, Россия на 75% зависела от импорта потребительских товаров, на 55% - от импорта лекарств, и кроме того, на ее долю приходилось менее 1% мирового рынка ноу-хау и изобретений.
Другие статистические данные не лучше. По глобальному индексу инноваций (Global Innovation Index Report 2021, INSEAD, WIPO) наша страна занимает 47-ое место в мире (к примеру, США – 3-е), а также - 15-е место по выпуску патентов на изобретения, 23-е по цитируемым научным текстам, 21-е по рэнкингу университетов, 43-е по расходам на программное обеспечение в ВВП, 52-е по насыщенности экспорта высокотехнологичной продукцией, 71-е по доле в экспорте информационных технологий, 52-е по уровню расходов на образование в ВВП, 32-е по уровню расходов на исследования и развитие и 48-е по доле высокотехнологичных производств.
Теперь же российская экономика и оказалась в почти тотальной торговой изоляции. Импорт по данным главы Минэкономразвития Максима Решетникова, с февраля 2022 года упал на 40%. Но поскольку Федеральная таможенная служба засекретила данные, то даже официальной статистики власти не публикуют уже три месяца.
Импорт из стран, которые ввели санкции, снизился на 60%, а из не присоединившихся к санкциям - на 40%, подсчитали эксперты Института международной экономики Питерсона (PIIE). Практически остановились контейнерные перевозки из Европы: оборот портов Балтийского бассейна в июне рухнул на 85% год к году, - сообщает сетевое издание Finanz.
Если брать статистику по крупным торговым партнерам России, то картина будет такая: поставки из Германии упали на 70%, из Японии - на 76%, из Южной Кореи - на 74%.
Даже Китай, на который так надеялись в Кремле, сократил экспорт в Россию на 38%.
Известно, что российские чиновники зачастили в Азию уговаривать местный бизнес прийти на место уходящих западных компаний. Однако те пока что не спешат.
«У нас восстанавливается потребительский импорт, а тот импорт, который нам в первую очередь нужен - промежуточный или инвестиционный, здесь мы видим, что восстановление идёт гораздо сложнее», - утверждает Решетников.
Глава Merlion, дистрибьютора Apple и Samsung Дмитрий Виноградов жалуется: «На сегодня мы видим, так сказать, «товарную яму», ассортимент сокращается»
Но если нехватку гаджетов частично помогает решить параллельный импорт, то с технологиями и товарами для промышленности дело обстоит куда сложнее. Так, к примеру, «Норникель» потерял половину традиционных поставщиков оборудования, а попытка договориться об альтернативах обернулась проблемами, сообщил производственный директор компании Николай Степанов. - Надеялись на Китай, но было сложно вести переговоры, пару месяцев, нельзя было приехать и посмотреть на производство.»
Но пока чиновники рассуждают о сложном, есть ли в России компетенции хотя бы для простых вещей? В год российская экономика выпускает одно одеяло на 70 человек, одно платье на 12 женщин и ни одного утюга на 145 миллионов населения, приводит статистику экономист Яков Миркин.
Превращение в закрытую крепость сулит «потрясения», считает он: «Весь опыт мировой истории говорит о том, что закрытые экономики угасают».
Комментарии