В мире началась эпидемия диареи: снимаем маски, надеваем памперсы
На модерации
Отложенный
Похоже, желудочно-кишечные инфекции в мире начинают постепенно вытеснять респираторные. В последнее время мы все чаще слышим про холеру: эксперты предупреждают о ее возможных вспышках то в приграничных с Украиной регионах, то в Афганистане, где диарея стала распространяться после землетрясения. О загадочной вспышке кишечной инфекции сообщает Северная Корея, а в ряде азиатских стран обнаружено несколько генотипов штамма брюшного тифа, устойчивого к лекарствам. Ученые мрачно шутят, что на смену маскам приходят подгузники.
Известный терапевт, токсиколог, военный врач Алексей Водовозов, анализируя поступающую информацию, приходит к выводу, что «мир потихонечку исходит на понос»: «В The Lancet Microbe опубликовано исследование о распространении в Индии, Бангладеш, Пакистане и Непале лекарственно устойчивого брюшного тифа, в Афганистане после землетрясения уже полмиллиона случаев диареи, и ООН всерьёз опасается, что там сейчас рванёт холера, а в лондонских канализациях впервые за несколько десятков лет обнаружили полиовирус. Приплюсуем сюда сообщения о 800 пострадавших во вспышке неизвестной кишечной инфекции в Северной Корее, и станет совсем хорошо».
Ситуация выглядит и впрямь тревожно. Авторы публикации в The Lancet Microbe отмечают, что появление все более устойчивых к антимикробным препаратам бактерий Salmonella enterica serovar Typhi (S Typhi), вызывающих брюшной тиф, угрожает поставить крест на эффективном лечении и контроле за распространением заболевания.
Брюшной тиф остается одной из основных проблем здравоохранения во всем мире, вызывая 11 миллионов случаев заболевания и более 100 000 смертей ежегодно. Чаще всего он встречается в Южной Азии, на которую приходится 70% мирового бремени болезни, а также в Африке, Юго-Восточной Азии и Океании. Однако из-за появления и распространения штаммов, устойчивых к противомикробным препаратам эффективность антибиотиков против тифа сегодня под угрозой. Еще в 1970-х стали появляться варианты микроба с множественной лекарственной устойчивостью к ампициллину, хлорамфениколу и триметоприму-сульфаметоксазолу. Против них действовали антибиотики из группы фторхинолонов, но к 2010-м и к этим препаратам тиф выработал резистентность. Следующими в 2016 году перестали работать цефалоспорины третьего поколения, а в 2021 году появились штаммы с устойчивостью ко всем известным пероральным антибиотикам для лечения брюшного тифа. А это может привести к увеличению числа госпитализаций и потенциально более высокой заболеваемости и смертности.
Авторы публикации секвенировали геномы 3489 штаммов S Typhi в Непале, Бангладеш, Пакистане и Индии, чтобы изучить временные и географические закономерности появления и распространения устойчивых к антимикробным препаратам бактерии. Результаты показали, что Южная Азия продолжает оставаться важнейшим центром приобретения устойчивости S Typhi к противомикробным препаратам, а клоны, устойчивые к противомикробным препаратам, которые появляются в этом регионе, регулярно пересекают границы внутри региона и межконтинентальные границы. Поэтому ученые рекомендуют считать проблему с распространением брюшного тифа с множественной устойчивостью к противомикробным препаратам глобальной, а не локальной.
Тем временем, гуманитарный офис ООН заявил о ведении подготовительных работ, призванных избежать вспышки холеры в Афганистане после землетрясения. Там уже зарегистрировано полмиллиона случаев острой водянистой диареи. "Вспышки холеры после землетрясений вызывают особую и серьезную озабоченность", - говорится в заявлении офиса ООН.
Особый режим в связи с возможностью распространения холеры еще с апреля ввели и в ряде южных регионов России — как рассказал «МК» один инфекционист, это случилось впервые с 1970 года. «Мы искренне надеемся на лучшее, но если холера начнет у нас распространяться, справиться с ней будет крайне тяжело. Пандемия коронавируса покажется нам детской шалостью», - отметил наш анонимный эксперт.
А вот в Великобритании впервые с с 1980-х годов в пробах сточных вод обнаружен возбудитель полиомиелита — дикий полиовирус. Эксперты говорят, что присутствие вируса в сточных водах говорит о том, что заболевание может начать распространение в стране. Полиомиелит, распространяющийся в основном через фекалии, ежегодно убивает и парализует тысячи детей по всему миру. Лекарства от него нет, но вакцинация приблизила мир к тому, чтобы покончить с дикой, или естественной, формой этого заболевания. Несмотря на то, что в большинстве случаев заболевание проходит в легкой форме, примерно у 1% детей оно вызывает тяжелые инвалидизирующие последствия в виде паралича, поэтому практически во всех странах вакцинация от полиомиелита входит в национальные календари прививок. В Британии общенациональный уровень вакцинации выше 90%, необходимого для предотвращения вспышек, однако в Лондоне уровень охвата прививками детей младше двух лет в последние годы опустился ниже этого показателя. Поэтому сегодня всем родителям рекомендуют срочно привить детей, пропустивших плановую иммунизацию в связи с пандемией COVID-19.
О неопознанной кишечной инфекции сообщили и в Северной Корее. Вспышка COVID-19 там в самом разгаре (с конца апреля по поводу лихорадки к врачам обратилось уже более 4,5 миллионов человек), однако в городе Хэджу и уезде Канрён (провинция Южная Хванхэ) началась еще и некая острая кишечная эпидемия, затронувшая более 800 семей. И хотя о том, что это за болезнь, никто не говорит, предположительно речь идет о холере или тифе.
Стоит ли мир на пороге эры кишечных инфекций? Усадит ли новая пандемия всех по горшкам и сделает ли памперсы новым атрибутом жизни, таким же, как еще недавно для нас были маски? Известный инфекционист, профессор Николай Малышев рассказал «МК», что не видит в этой ситуации ничего необычного: «Наступило лето — период, когда традиционно обостряются любые кишечные инфекции, причем, которые вызываются как вирусами, так и бактериями. Поэтому никакой глобальной катастрофы всепланетарного масштаба не происходит. Да, к сожалению, лекарственно-устойчивые штаммы сегодня стали серьезной проблемой, и не только у тифа, а у очень многих микробов. У того же возбудителя гонореи. Однако гонококков с множественной лекарственной устойчивостью, которые не лечатся вообще ничего, все же не так много. Хотя приятного мало.А возможно ли наступление эры кишечных инфекций в принципе?
- Об этом и речи нет, и навряд ли такое возможно. Есть страны, где все время бродит холера. Тиф тоже широко распространен в ряде стран. Поэтому очень важно заниматься профилактикой и соблюдать всем нам хорошо известные гигиенические навыки. Обязательно мойте руки перед едой, после туалета, до туалета и даже рядом с туалетом — некоторые бактерии рассеиваются на расстояния до полутора метров от унитаза. Воду пейте кипяченую или бутилированную, особенно, если путешествуете. И не забывайте, что болезнь гораздо проще и дешевле предотвратить, чем лечить.
Автор: ЕКАТЕРИНА ПИЧУГИНА
Комментарии
То ли ещё будет!
Всё ерунда.
https://www.ayzdorov.ru/tvtravnik_krovoxlebka.php
фона. Возврат к нагнетанию, а то успокоились и начали
забываться и ездить куда вздумается. Не для этого
задумывалась программа КОВИД -19. Все в стойло!