Мигрантки пошли в «отказ»

На модерации Отложенный

 В крупных российских городах подрастает поколение социальных изгоев – брошенных детей 

С начала нынешнего года в петербургском роддоме №16 было оставлено 92 ребенка. От них отказались мамы, пап у таких детей, как правило, «нет». За весь 2010 году в этом же роддоме брошенными на произвол судьбы оказались 138 малышей. 54 из них были подкидышами.

Если сравнить цифры прошлого и нынешнего года, то легко увидеть, как быстро меняется динамика. А ведь это данные только по одному роддому только одного города. Если посмотреть на это явление в социальном разрезе, то обнаружится, что помимо «кукушек» - наркоманок, все чаще бросающих своих детей, растет и число отказниц, приехавших в Россию из республик Средней Азии. С мужьями или без. Каждый четвертый брошенный ребенок в роддоме №16 – от мамаши-мигрантки.

- Это женщины из так называемых неблагополучных слоев населения - говорит психолог родильного дома №16 Ольга Абрамова – Они не получают гинекологического патронажа во время беременности, не имеют заключения на сифилис, гепатит B, С, ВИЧ-инфекцию, туберкулез. Такие необследованные женщины чаще всего и болеют, не подозревая, что являются носителями инфекции. Наш роддом вынужден принимать их, потому что у них нет документов, необходимых для попадания в другие учреждения. Великого счастья от этого, честно скажу, не испытываем. В 2010 году в роддом поступило 643 необследованные женщины, так вот, 30 из них были ВИЧ-инфицированны.

«СП»: - И что, все эти женщины были мигрантками?

- Нет, но проблема в том, что все они направляются исключительно к нам. После того, как нас показали по телевизору, многие пациентки, более благополучные в социальном плане, отказываются здесь рожать. А ведь мы на хозрасчетных услугах, из-за этого теряем в зарплате. Естественно, это вызывает возмущение у медперсонала, рождает негативное отношение к мигрантам в целом.

В связи с тем, что политика миграционной службы, как я понимаю, изменилась, количество мигранток у нас в роддоме сильно возросло. В прошлом году их было 688. Из них 250 не имели никаких документов от миграционных служб, даже паспорта. Мы были вынуждены взять на работу специального человека, который каждый день ходит в миграционную службу и переписывает таких женщин, иначе мы подпадаем под крупные штрафы.

«СП»: - Какие сложности в роддомах возникают с роженицами из числа мигрантов?

- Главная сложность – языковой барьер. Мы бы хотели, чтобы национальные диаспоры обратили бы на это внимание. Женщина перед родами должна подписать согласие на медицинское вмешательство, написанное на русском языке. Но они его не понимают. Если бы у нас эти документы были на таджикском, узбекском, киргизском языках, это значительно облегчило бы работу врачей. Но есть женщины, которые не умеют читать даже на своем родном языке. Они не хотят идти на кесарево, пока не разрешит муж. Устраивают истерики, кусают врачей и т.д., это усложняет работу и нервирует медицинский персонал.

«СП»: - А с малышами этих мам какие проблемы бывают?

- Детей часто выписывают непонятно куда. Вот, например, адрес: Рыбацкое, палатки!…. – это просто словами не выразить. Или ребёнок выписывается в густонаселенную квартиру, где живет множество детей от других жен, чаще всего это форма полигамных браков. Или приходится выписывать просто на улицу.

Мы не имеем права этой женщине не отдать ребенка. Эти дети становятся гражданами Российской Федерации, получают здесь документы. Как показывает практика, эти дети не посещают детские учреждения, не изучают русский язык, не ходят в школу. Они превращаются в социальных изгоев. Становятся попрошайками, попадают в криминальную среду.

«СП»: - Сколько у вас отказников?

-За текущие полгода было – 92 отказа, из них 23 - от мигранток, преимущественно женщин-мусульманок. Это гражданки Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, которым, между прочим, по Корану нельзя отказываться от ребёнка. Это те самые социально незащищенные мигрантки, которые живут в палатках в Рыбацком. Этот контингент становится нашей проблемой, и никто эту проблему решать не хочет. Возникает масса сложностей с мигрантами, диаспоры которых почему-то никогда не обращают на нас внимание.

Елена Липова, заведующая отделом детских домов Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга:

- Да, проблема есть, и с каждым годом она становится все острее. Сейчас очень большое количество детей поступает в детские дома от мигранток из бывших республик Советского Союза. Не принять этих детей в дома ребенка мы не имеем права. Рожать у себя дома они не могут – их там забросают камнями. Я с ними общалась, они мне это все рассказывают. Они приезжают рожать к нам, в Петербург. Оставляют детей и убегают. Такому ребенку очень сложно сделать российское гражданство. Но мы делаем! И получаем новую проблему.

Недавно произошла такая история: две еще беременные женщины-узбечки пришли в дом ребенка, сказали, что они якобы ни слова по-русски не могут написать. И отказались от своих детей. Мы сделали этим детям российское гражданство. Когда прошло время, как положено по закону, и мы их отдали российским усыновителям, появились эти мамы – узбечки и … подали в суд на главного врача того детского дома, который отдал детей усыновителям. На русском языке написаны эти заявления! Там сказано, что их обманули, забрали у них детей и продали их русским. Ну, правда, в суде нам удалось отбиться.

У нас просто засилье таких горе-родителей, 1200 малышей-мигрантов сейчас находятся в домах ребёнка. Три четверти детей в домах ребенка – из республик Средней Азии. Вот какая ситуация! Мигранты нам чуть не занесли полиомиелит, представляете? Которого нет уже нигде. А в палатках в Рыбацком – есть. Мы тратим бешеные деньги на таких детей, а эти дети – жители других государств!

На днях глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев озвучил такие цифры: сегодня в России проживают около 10 миллиона иностранных граждан. Это сравнимо с населением Португалии. Демографы подсчитали, если такие темпы притока мигрантов сохранятся, к 2050 году приезжие и их потомки составят треть населения России!

Косачев также отметил, что вклад мигрантов в демографию и экономику стран, куда они переезжают, существенно превышает расходы, связанные с миграцией. Хотя другие эксперты утверждают, что приток неквалифицированной рабочей силы - а таких иностранных мигратов в России большинство - не придает импульс, а напротив – тормозит развитие экономики и усиливает социальную напряженность. В отличие от США и Западной Европы, куда привлекают как раз в первую очередь лучших профессионалов.

К слову, в 2009 году гастарбайтеры отправили на родину 19 миллиардов рублей. В Германии эта цифра составила 16 миллиардов, в Италии – 13 млрд.

Санкт-Петербург