«Почему вы всю вину спихиваете на людей, а не на Бога?»: что я отвечаю на этот вопрос

На модерации Отложенный

«Почему вы всю вину спихиваете на людей, а не на Бога?»: что я отвечаю на этот вопрос

Пишет мне на сайте «Фомы» человек, в ответ на объяснение, почему в трагедии грехопадения и нынешнего состояния человечества надо вину искать в себе, а не в Боге:

«Это очень удобная позиция, спихнуть все на людей. Мол, они виноваты во всех бедах. Но вот вирусы появились задолго до человека. И они были, когда человек едва ли мог вообще что-то разрабатывать. В чем виновен малолетний ребенок, умирающий от рака? Где и когда он успел натворить, что заслужил такое??

Этот ответ не выдерживает никакой критики. Это скорее отписка, которая едва ли что-то объясняет. И почему-то ни слова о первородном грехе, печать которого лежит на ВСЕХ людях почему-то!»

Пытаюсь ответить.

Прежде всего, отчего бы все же не открыть самое начало Библии и не перечесть историю сотворения человека, его жизни в Раю и далее собственно грехопадения? Никакие вирусы над райским человеком не имели власти. Человек в его подлинной, задуманной Богом природе бессмертен и не знает страданий. Своё единственное (!) «НЕ», своё предупреждение относительно Древа познания добра и зла Бог сопроводил четким определением опасности. Перечитайте.

Но люди, даже вкусив плод, не сразу изгнаны из Рая. Бог обращается к ним с вопросами, которые дают возможность признать вину и покаяться. Дальше следуют ответы, которые определяют отношение множества людей к Богу и друг ко другу. И тогда, и сейчас. Совесть обличает, но самолюбие, эгоизм проросли настолько, что вместо признания следует поиск виноватых. То, вокруг чего и сейчас вертится разговор, хотя можно было бы признать, что да: такое состояние никак не соотносится с любовью и верой. И оно катастрофично: ложь и лицемерие делает связь с Богом нетерпимо обличающей, и райская жизнь становится немыслимой.

«Почему вы всю вину спихиваете на людей, а не на Бога?»: что я отвечаю на этот вопросДжованни ди Паоло.
Изгнание из рая

То, что под удар попадают не лично Адам и Ева, а все их потомки, это просто факт. Как факт, что для жизни нам нужны воздух, вода, пища. Почему мы принимаем это как естественное состояние? Оно, исходя из замысла Творца, не должно быть таким. Не должны мы от всего этого зависеть. Принятие такого положения — это привычка и непонимание того, к чему человечество было признано и каково истинно естественное его состояние.

Факт, что мы нуждаемся в массе условий, чтобы выжить, мы рискуем и умираем. Даже безгрешная и высшая в своей святости Богородица не могла избежать следствия первородного греха и подвержена была не только множеству страданий, какие испытала в земной жизни, но и смерти. Однако она никого не винит. Она родила Сына, Который терпел горести и боролся ради того, чтобы никто из нас не страдал, чтобы каждый имел возможности вернуть утраченную бессмертную и богоподобную природу.

Богу, если Он равнодушен к нам, зачем погружаться в нашу катастрофу и принимать на Себя мучения? Понять можно только через жертвенную любовь, возможно, через любовь к своим детям. Христос прошёл Свой путь; Он продолжает быть рядом и скорбит о каждой слезинке. Но дальше всё зависит от самого человека.

Если я выбираю ту же формулу отношений, какая описана в книге Бытия, то попадаю в тупик. Дальше проблема не в Боге, а в моём желании переложить вину на кого-то и отказаться от покаяния, от пересмотра своей жизни. Тогда нет и смысла рассуждать о Боге. Тем более, игнорируя всё, что нам открывает Священное Писание о причинах нашей беды, не веруя во Христа Спасителя и не принимая того, что может дать для спасения пребывание в Церкви.

Проще кого-то осудить и жить без надежды. Либо уверовать в возможность устроить в этом мире максимально комфортную, «идеальную» жизнь. Хилиастическая идея, которая кого-то вдохновляет, а параллельно умножает чьи-то страдания.