Иноагентурная явка: Новый закон позволит записать в иноагенты почти любого

На модерации Отложенный

                                                       рисунок: Темур Козаев

 

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он создавался для того, чтобы свести воедино и уточнить уже действующие нормативные акты, определяющие отношение государства к гражданам и организациям, признаваемым им иноагентами. В итоге же получился универсальный инструмент, позволяющий причислить к таковым, как говорят юристы, «неопределённый круг лиц».

 

Исходя из того, насколько важен закон для безопасности страны, над его созданием работала группа сразу из 15 депутатов и 3 сенаторов. Основными застрельщиками выступили бывший телеведущий Евгений Ревенко, бывшая заключённая американской тюрьмы Мария Бутина, бывший пиарщик Олег Матвеичев, бывший прокурор Василий Пискарёв и другие уважаемые парламентарии. Документ, вышедший из-под их коллективного пера, получился настолько отточенным и всеобъемлющим, что в его скором утверждении практически нет сомнений.

 

Итак, иностранным агентом предлагается впредь считать любое «российское или иностранное юридическое лицо, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства». Первое и главное условие – указанные лица должны получать иностранную поддержку или находиться под иностранным влиянием.

 

Под поддержкой законодатели предлагают понимать предоставление не только денег и другого имущества, но также научно-технической, организационно-методической и вообще любой другой помощи. А вот влиянием будет признаваться «предоставление иностранным источником поддержки или оказание воздействия в том числе путём принуждения, убеждения и (или) иными способами». При этом иностранными источниками намерены признавать как государства и организации, включая международные, так и граждан.

 

Второе условие – потенциальный иноагент должен заниматься определённой деятельностью. Часть из неё авторы прописали: речь идёт о политической деятельности, целенаправленном сборе сведений в области военной и военно-технической деятельности, а также о распространении предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) об участии в создании таких сообщений и материалов. Однако затем авторы, видимо, решили не обнимать необъятное и лаконично добавили: «иные виды деятельности». Показательно, что понимается под политической деятельностью. Помимо, к примеру, участия в выборах и проведения дебатов к ней отнесли публичные обращения к органам власти, а также высказывание – в том числе через соцсети – мнений о принимаемых властью решениях.

 

Как нетрудно заметить, поле применения закона получается почти бескрайним.

И хотя порой могут возникнуть недоразумения (так, опальный священник Андрей Кураев уже поинтересовался, станет ли он иноагентом, поскольку находится под сильным влиянием убеждений иностранного гражданина Иисуса Христа, а ряд юристов отметили, что при размытости понятия «влияние» таким может считаться мнение случайно встреченного в компании француза о преимуществах бордоского вина над крымским), авторы документа не зря указали на особую значимость инициативы «с учётом текущих вызовов безопасности и суверенитету». «Любой контакт с иностранцем, международной организацией и тем более с органами власти иностранного государства может быть интерпретирован как иностранное влияние», – отмечают в итоге правозащитники.

 

Впрочем, не всё так безнадёжно. Выйти из реестра иноагентов будет не так уж сложно – это наконец-то чётко прописано. Для юридических лиц достаточным основанием станет ликвидация, для физических – смерть. Другой, несколько более сложный вариант: уполномоченный орган должен установить, что иноагент в течение трёх лет не получал от чужаков никакой помощи и не занимался указанной выше деятельностью. Также впервые попавшие в реестр смогут подать заявление с приложением документов, подтверждающих прекращение иноагентурной работы.

 

Есть и другие новации. Так, иностранным агентам будет запрещена преподавательская, просветительская и воспитательная деятельность в отношении несовершеннолетних. Также иноагенты не смогут инвестировать в компании, стратегически важные для обороны и безопасности государства.

 

Тем временем

 

В Госдуме рекомендовали принять в первом чтении закон, вводящий в УК новые наказания:

 

    • за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, – штраф от 100 до 500 тыс. рублей либо лишение свободы на срок от 2 до 4 лет. Если призывала группа лиц или были угрозы насилия, то до 7 лет заключения со штрафом до 2,5 млн рублей;

 

 

    • за участие россиян в военных действиях за рубежом и/или против интересов России – лишение свободы сроком до 20 лет и штраф до 500 тыс. рублей;

 

 

    • за переход на сторону противника при вооружённом конфликте (приравнивается к госизмене) – от 12 до 20 лет колонии и штраф до полумиллиона рублей;

 

 

    • за негласное сотрудничество граждан России с иностранными спецслужбами или прочими зарубежными организациями – лишение свободы на срок до 8 лет и штраф до 1 млн рублей.

 

Дмитрий Злобин