Первая мировая война. Четыре года кровавой бойни

На модерации Отложенный

Ни правительства, ни главнокомандующие воюющих стран не думали, что война, которая разразилась 1 августа 1914 г., может продлиться несколько лет. Особенно уверены были в скорой победе германские генералы, разработавшие план «молниеносной войны». Они полагали, что им удалось выбрать чрезвычайно удачный момент для нападения. Германский кайзер (император) Вильгельм II, обращаясь к войскам, направлявшимся на фронт, заявил: «Солдаты, прежде чем листья падут с этих лип, вы вернетесь домой с победой». Со слепым самодовольством он уже мечтал о том, как станет властелином всего мира. Кайзер и не подозревал, что через четыре года в побежденной Германии произойдет революция, а он сам еле унесет ноги от восставших солдат, чтобы спастись в нейтральной Голландии…

Но до этого было еще далеко. В начале августа 1914 г., когда Вильгельм II произносил свои хвастливые речи, по дорогам, ведущим к западным рубежам Германии, маршировали хорошо вооруженные и вымуштрованные дивизии. Германские войска перешагнули границы незащищенных нейтральных стран — Бельгии и Люксембурга. 21 августа 1914 г. поток германских дивизий хлынул во Францию, в конце этого месяца немецкие войска находились уже на подступах к Парижу. Завязалась жестокая битва на реке Марне. Падение столицы Франции казалось неизбежным. Французское правительство переехало в Бордо. Но тут натиск наступающих вдруг ослабел. Французские и английские войска остановили наступление противника, а затем немного потеснили его к северу и востоку от Парижа.

Что же произошло? Неожиданный перелом в сражении под Парижем был вызван большими событиями в другом конце Европы — на русско-германском фронте. Французское правительство сообщило своей союзнице России об отчаянном положении под Парижем. Русское командование в это время еще не закончило мобилизации армии и сосредоточения войск у границы с Германией. Тем не менее русские армии перешли в наступление против немцев в Восточной Пруссии и нанесли им серьезное поражение. Германскому командованию пришлось срочно снять часть войск с Западного фронта и перебросить в Восточную Пруссию, чтобы отбить наступление русских. Французские войска были спасены от полного разгрома, а германский план «молниеносной войны» провалился.

После кровопролитного сражения на реке Марне, в котором было убито и ранено около 400 тыс. человек, ни немцы, ни англо-французская армия не могли добиться сколько-нибудь заметного успеха. Противники предпринимали безуспешные атаки, ежедневно гибли тысячи людей, но ни одной армии не удавалось продвинуться. Под сильным огнем артиллерии, пулеметов и винтовок пехота зарылась в землю.

В Париже после налета дирижаблей.Период маневренной (подвижной) войны окончился. Началась позиционная, окопная война. Поздней осенью 1914 г. Западный фронт представлял собой невиданное еще в истории войн зрелище: от границы нейтральной Швейцарии и до самого Северного моря (на целых 700 км) через Францию и Бельгию протянулись сплошные линии траншей (глубоких окопов) и заграждений из колючей проволоки.

С каждым днем становилось все яснее, что в затяжной позиционной войне выиграет не тот, кто был сильнее к началу войны, а тот, у кого в конце концов окажется больше войск, вооружения, боеприпасов, продовольствия.

В 1915 г. германское командование решило изменить план войны и перенести главные боевые действия на восток, на русский фронт. Теперь оно рассчитывало сначала разбить Россию, захватить необходимое для Германии продовольствие (хлеб, скот) на Украине, а после этого уже обрушиться всеми силами на Францию и Англию и выиграть войну. Используя большое преимущество в вооружении (у немецкой армии было в 9—10 раз больше артиллерии и в несколько раз больше пулеметов, чем у русской, где не хватало даже винтовок), германские войска продвинулись в Польше, Литве и Западной Белоруссии, но не смогли нанести решительного поражения русским.

К концу 1915 г. германской армии пришлось прекратить наступление. На Восточном фронте, так же как на Западном, протянулись бесконечные линии окопов и проволочных заграждений. Война и здесь стала позиционной.

Только через 15—16 месяцев после сражения на Марне германские империалисты снова начали большие наступательные операции на Западном фронте. В феврале 1916 г. завязалась кровопролитная битва под французской крепостью Верденом. Напрягая все силы, французская армия пыталась задержать рвавшегося вперед противника. Сложилось положение, крайне неблагоприятное для войск Антанты. Англофранцузское командование вновь обратилось к России за поддержкой, и в июне 1916 г. русская армия перешла в наступление на Юго-западном фронте (на Западной Украине и в Буковине), нанеся тяжелое поражение войскам Австро-Венгерской империи, потерявшим более миллиона убитыми и ранеными и 450 тыс. пленными. Германское командование было вынуждено ослабить атаки у Вердена.

Пока на двух главных фронтах в 1914 и 1916 гг. происходили эти события, война охватывала новые и новые страны. 23 августа 1914 г. Япония объявила войну Германии. Японские империалисты захватили германские колонии на Тихом океане, но после этого никакого активного участия в борьбе двух коалиций не принимали.

Германии удалось втянуть в войну на своей стороне Турцию. В конце октября 1914 г. германские крейсеры под турецким флагом обстреляли русские города на Черном море, а затем турки начали неудачное наступление против русских войск в Закавказье. Открылся новый, Кавказский фронт. В 1915 г. к Антанте присоединилась Италия. В войну были вовлечены Болгария на стороне Германии и Румыния на стороне Антанты. В войне участвовали 33 страны с населением свыше 1 млрд, человек.

Десятки миллионов рабочих и крестьян были оторваны от своих семей, от мирного труда.

Непрерывно росла численность воюющих армий. К концу 1916 г. страны Антанты и их союзники имели в армии 25 млн. человек, Германия и ее союзники — 15 млн. За годы войны было призвано под ружье 74 млн. человек.

Появились новые виды оружия. Впервые в военных действиях получила широкое применение авиация — сначала для разведки, а затем и для бомбардировки войск на фронте, в ближнем тылу и, наконец, для нападений на мирные города и села. Германия использовала дирижабли («цеппелины» — по имени конструктора Ф. Цеппелина) для налетов на Париж и другие города Франции и Англии. В то время авиация еще не могла проникать глубоко в тыл противника и не стала таким грозным родом оружия, как в годы второй мировой войны.

В 1916 г. англичане впервые ввели в действие на фронте небольшое число бронированных машин — танков. Под конец войны танки уже причиняли немало ущерба германской армии.

Бой в противогазах на Западном фронте.

В апреле 1915 г. германское командование применило на Западном фронте отравляющие газы — новое преступное оружие массового истребления. Газ хлор был выпущен из баллонов. Ветер понес тяжелое зеленовато-желтое облако, стлавшееся по самой земле, в сторону траншей англо-французских войск. Люди, не подозревавшие об опасности, вдруг были окутаны смертоносным облаком и стали задыхаться. За несколько минут 15 тыс. английских и французских солдат вышли из строя, из них 5 тыс. погибли. Через две недели немцы предприняли первую газовую атаку и против русских войск. Вскоре знаменитый русский химик Н. Д. Зелинский изобрел противогаз, спасший от смерти многие тысячи людей. Удушливые газы стали применять обе воюющие стороны.

Война велась и на суше, и на морях. В мае 1915 г. весь мир облетела страшная весть: германская подводная лодка потопила крупнейший пассажирский корабль «Лузитанию».

Свыше тысячи мирных пассажиров нашли смерть в водах океана.

В феврале 1917 г. германские империалисты начали так называемую «неограниченную подводную войну». Они открыто заявили, что будут топить не только корабли своих противников, но и суда нейтральных стран, чтобы отрезать Англию от ее союзников и колоний и тем самым лишить ее хлеба для населения и сырья для промышленности. Германское командование заявило, что оно «поставит Англию на колени через 6 месяцев». Этот срок прошел, но война продолжалась с прежним ожесточением. Немецкие подводные лодки потопили многие сотни торговых и пассажирских судов, принадлежавших Англии и нейтральным странам. Но и здесь расчет германского командования оказался неправильным. Оно переоценило роль подводных лодок в войне.

Вся тяжесть войны легла на плечи трудового народа воюющих стран. Недовольство и возмущение кровавой бойней охватывало миллионы людей. Пролетариат, а затем и широкие слои трудящихся постепенно начали понимать, что буржуазия и ее агенты — правые социал-демократы — обманули их. Война ведется не ради защиты отечества, а для обогащения капиталистов, за передел мира и новые колонии.

Русские солдаты все с большим вниманием прислушивались к словам большевиков, находившихся на фронте. Большевики передавали солдатским массам пламенный призыв Ленина: превратить войну грабительскую, захватническую, империалистическую в войну революционную, гражданскую, направленную против буржуазных правительств своих стран, против капитализма.

На фронт к солдатам шли недобрые вести из тыла. Все воюющие страны переживали разруху и голод. Сокращались посевные площади. Хлеба и других продуктов сельского хозяйства становилось все меньше. Усиливалась эксплуатация на заводах и фабриках, удлинялся рабочий день. С каждым днем дорожали продукты, а заработная плата не повышалась. Миллионы семейств переживали горе, лишившись своих близких и кормильцев, а буржуазия в это время получала огромные прибыли — значительно более высокие, чем в мирное время. И все больше людей приходило к выводу: пора кончать с войной, надо рассчитаться с теми, кто ее затеял и на ней наживался.

Особенно сильно война ударила по народным массам царской России, плохо подготовленной к войне. Промышленное производство падало, не хватало оружия, боеприпасов. Начались трудности с продовольствием: у хлебных лавок выстраивались длинные очереди. В годы войны царские власти еще сильнее преследовали революционных рабочих, душили всякий протест против каторжных порядков на заводах, против ненавистной войны.

В 1914—1915 гг. в тылах воюющих государств было как будто спокойно. Но В. И. Ленин видел, что эта «гробовая тишина» обманчива: Европа стоит перед революцией. «Миллионы, которые голодают, миллионы, которые жертвуют своею жизнью в окопах,— говорил Ленин в феврале 1916 г.,— они не только страдают, но и собирают силы, размышляют об истинных причинах войны, закаляют свою волю и приходят к все более и более ясному революционному пониманию».

Весть о Февральской революции в России, пришедшая к солдатам на тысячекилометровые фронты, к трудящимся воюющих стран, пробудила в массах революционный дух. Все громче звучали протесты против войны, голода, каторжных порядков на заводах и фабриках.

На Февральскую революцию немецкие рабочие откликнулись массовыми демонстрациями и стачками против голода и войны. В апреле 1917 г. всю Германию потрясла забастовка 300 тыс. рабочих военных заводов. Немецкие солдаты на Восточном фронте все внимательнее следили за тем, что происходило в окопах русской армии. Большевики организовывали братание русских и немецких солдат. Они разъясняли немцам, что конец войне можно положить, только направив оружие против своей собственной буржуазии и ее правительства.

Начались волнения и в войсках Антанты. В мае-июне 1917 г. произошли массовые выступления против войны («бунт ста полков») во французской армии.

Карта фронтов первой мировой войны.Силы Германии были напряжены до предела. Людские резервы иссякали. Кольцо блокады сдавило Германию и ее союзников. Не хватало сырья для промышленности, народ голодал.

Положение Германии стало еще более тяжелым после вступления в апреле 1917 г. в войну США на стороне Антанты. До этого американская буржуазия наживалась на торговле с воюющими странами и не спешила ввязываться в мировую войну, выжидая, когда оба враждующих союза государств достаточно ослабеют. Теперь США с их мощной промышленностью и развитым сельским хозяйством, со свежими, нерастраченными силами рассчитывали занять положение полного хозяина в Антанте, а после окончания войны — продиктовать условия мира, выгодные американским миллиардерам.

В октябре 1917 г. в России победила Великая Октябрьская социалистическая революция.

Миллионы и миллионы людей узнали о великих ленинских декретах, принятых в дни Октября II съездом Советов. Декреты о мире и о земле, лозунги социалистической революции достигали фронтовых окопов, распространялись на заводах и шахтах, доходили до самых глухих уголков в воюющих странах. Усилилась борьба солдат, рабочих и крестьян против кровавой империалистической бойни, против буржуазных правительств.

В январе 1918 г. в Австро-Венгрии забастовали 700 тыс. рабочих. Вслед за ними начали стачку 400 тыс. рабочих в Берлине. Они выступили не за поддержку разбойничьих, захватнических стремлений правительств своих стран, а в защиту демократического, справедливого мира, предложенного Советским правительством.

Вести о забастовках пришли к морякам австро-венгерского флота, стоявшего в гавани Котор (Каттаро) на Адриатическом море. Матросы восстали, требуя мира. 1 февраля 1918 г. на сорока кораблях взвились красные флаги. «Это наш адриатический Кронштадт»,— говорили восставшие. Они уже знали о подвигах революционных русских моряков из Кронштадта.

Германской и австро-венгерской буржуазии удалось отбить натиск революционных рабочих и моряков в январе-феврале 1918 г. На рассвете 11 февраля были расстреляны руководители восстания в Которе. Один из них — чех Франтишек Гаш сказал перед смертью: «На восстание нас подняло то, что произошло в России. Там взошло новое солнце, которое будет светить всем народам земного шара, и оно им принесет мир и справедливость».

Торжество реакции было недолгим. К осени 1918 г. поднялась новая могучая революционная волна.

В сентябре 1918 г. восстали на фронте болгарские солдаты. Чтобы спасти свою власть, болгарская буржуазия бросила своих союзников и заключила перемирие с Антантой. В конце октября 1918 г. революционные события принудили Австро-Венгрию и Турцию выйти из войны. Германия осталась в одиночестве. К этому времени немецкие войска потерпели несколько тяжелых поражений на Западном фронте, а части, находившиеся на Украине и в Белоруссии, отказались продолжать войну против советского народа. 9 ноября в Берлине восставшие рабочие и солдаты свергли кайзера Вильгельма. Буржуазное правительство Германии было вынуждено обратиться к Антанте с просьбой о перемирии. И 11 ноября 1918 г. на передовых линиях всех фронтов, в германских войсках и войсках Антанты раздались звуки труб, игравших сигнал отбоя: умолкли пушки, первая мировая война окончилась…

10 млн. убитых, 20 млн. искалеченных, огромные разрушения, жестокие лишения и страдания — вот что принесла трудящимся эта чудовищная мировая бойня, которую затеяли капиталисты всех стран, чтобы получить баснословные прибыли и укрепить свою власть. Но буржуазия просчиталась: революционные выступления народных масс сорвали захватнические планы империалистов. В России родилось первое в мире социалистическое государство, а во многих других странах все сильнее разгоралось пламя революционной борьбы.