Не стало народного артиста СССР Регимантаса Адомайтиса

На модерации Отложенный

20 июня умер советский и литовский актер Регимантас Адомайтис в возрасте 85 лет. Об этом 21 июня сообщил портал LRT (Литовское национальное радио и телевидение). 

«Адомайтис был знаменитым литовским актером театра и кино, создавшим множество ролей в самых известных литовских театральных и кинопроизведениях, среди них фильм Витаутаса Жалакявичюса “Никто не хотел умирать”», — говорится в сообщении.

От чего умер Регимантас Адомайтис? 

Как сообщают СМИ, последние годы Адомайтис боролся с онкологическим заболеванием. Из-за переживаний в связи с кончиной его супруги — певицы Эугении Байорите — артист начал болеть. О страшном диагнозе артист узнал в 2020 году. Он перенес несколько операций, прошел ряд курсов химиотерапии. Болезнь, по данным СМИ, дала осложнения на ноги. Адомайтис стал тяжело передвигаться и большую часть своего времени предпочитал оставаться с квартире в центре Вильнюса. Из детей артиста чаще всего навещал младший сын Миндаугас, проживающий с отцом в одном городе. 

Соболезнования родственникам в связи со смертью Адомайтиса выразили президент Литвы Гитанас Науседа и премьер-министр Ингрида Шимоните. 

Информация о прощании с артистом будет опубликована позже, сообщается на сайте Литовского национального драматического театра, где работал актер. 

 

Чем запомнился Регимантас Адомайтис?

Адомайтис родился 31 января 1937 года в Шяуляе. В 1959 году окончил физико-математический факультет Вильнюсского университета. Параллельно учебе в 1958 году Регимантас поступил также на актерский факультет в Вильнюсскую консерваторию (ныне Литовская академия музыки и театра). В 1962 году он получил диплом актера.

Через год Адомайтис начал сниматься в кино. Он получил свою первую эпизодическую роль в фильме «Хроника одного дня». А первую главную роль артист сыграл уже 1965-м году в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать». После чего его приглашали сыграть в таких картинах, как «Король Лир», «Это сладкое слово — свобода!», «Из жизни отдыхающих», «Трест, который лопнул», «Зеленый фургон», «Мираж», «Досье человека в “Мерседесе”», «Трудно быть Богом», «Мужчина для молодой женщины», «Московская сага», «Ключи от бездны» и др. Всего в фильмографии актера насчитывается около 80 советских, литовских, российских и зарубежных фильмов и сериалов.  

В 1988 году актер стал членом Инициативной группы Литовского движения за перестройку (Саюдис). С 1989 по 1991 год Регимантас был народным депутатом СССР.

Адомайтис — заслуженный и народный артист Литовской ССР (1973 и 1979 соответственно), а также народный артист СССР (1985).

Получил множество наград Литвы. Обладатель Большого командорского креста ордена «За заслуги перед Литвой» (2012).

 

Семейное положение

Был женат на певице Литовской филармонии, актрисе Эугении Байорите (умерла от рака в 2011 г.). У семейной пары остались трое сыновей: Витаутас (1972), Гядиминас (1977) и Миндаугас (1980).

Средний сын Гядиминас пошел по стопам отца. Живет и работает актером в Лондоне.

 Metro опубликовало невышедшее интервью 2017 года.

Тогда актер стал лауреатом премии "Балтийская звезда" в рамках театрального фестиваля "Балтийский дом". Как оказалось, это был его последний визит в Петербург.

В рамках фестиваля вы представляли фильмы со своим участием. Сами их пересматриваете?

- Никогда. Это уже мертвый продукт, прошлое. А желания копаться в прошлом, в воспоминаниях, писать мемуары у меня нет. Не знаю почему. Я иду дальше. А куда мне идти в 80 лет? Надо приближаться к смерти. Смерть – это удивительная вещь, цель всей нашей жизни. Хочешь – не хочешь, а ты идешь в этом направлении. Это конечная остановка. Об этом когда-то написал физиолог Илья Мечников: человек страстно стремится к смерти, как к своей заветной цели. На самом деле, мы все движемся в эту сторону. Только пока молоды, об этом не думаем. У нас есть желание завоевать мир, стать известными. А у актеров, как правило, вообще разбухшие амбиции.

А у вас?

 - И у меня были разбухшие. Я с самого детства мечтал стать известным. Сначала писателем – потому что любил литературу. Потом влюбился в театр и решил стать актером. Не ленился работать, и это принесло какие-то результаты. Сейчас мне не важно, узнают меня или нет, помнят или нет. Могу спокойно пить чай и не думать об этом.

То есть вы удовлетворили свои амбиции?

- Думаю, да. Понимал, что я плохой актер, но старался. Составил план: через десять лет я должен был прославиться. Это произошло раньше: стал сниматься в кино, и обо мне заговорили. Я даже решил, что стал хорошим актером. Сейчас понимаю, что ошибался. Единственное оправдание: я много работал. Когда-то я учился на физико-математическом факультете. Когда ты неделями решаешь формулы, высушиваешь свою голову – вырабатываются усидчивость и сила воли. А что было делать? Родители сало присылают, надеются, что их отпрыск получит серьезное образование, а не станет паяцем. Сало я отработал, диплом получил, но потом все-таки пошел своей дорогой.

Но ведь есть роли, которыми вы гордитесь, с которыми связаны особенные воспоминания?

- Я не являюсь актером, который может сыграть все. Необходимо, чтобы роль меня захватила, потянула за собой. Я не люблю свои роли в кино. А из театральных работ значительные могу сосчитать по пальцам одной руки. Был такой спектакль "Отшельники Альтоны" по пьесе Жан-Поля Сартра. Я играл бывшего солдата гитлеровской армии, который прошел фронт в России, видел все ужасы войны, поверил в фашистскую идеологию. Но его совесть не могла оправдать всего, что происходит. Вернувшись с фронта, он закрывается на чердаке и никуда не выходит. Не хочет видеть, как Германия восстанавливается. По его мнению, все должно быть разрушено. Чтобы погрузиться в эту роль, я изучил философию экзистенциализма. Роль получилась.

До самого конца жизни актера и моего друга Донатаса Баниониса мы играли с ним в спектакле "Встреча". Драматург свел двух композиторов – Баха и Генделя, хотя в жизни они никогда не виделись. Банионис играл Баха, а я Генделя. Весь спектакль мы спорили на сцене, и это было замечательно. Есть еще несколько достойных ролей, об остальных нечего и говорить.