За 2000 лет до сотворения мира
На модерации
Отложенный
Точка зрения
За 2000 лет до сотворения мира
Михаэль Лайтман 16:28, 29 Май 2017
Чем дальше мы уходили от Торы на протяжении веков, тем ближе она подступала к нам.
Как Тора стала книгой
Когда пожелал Творец создать мир и это проявилось в желании пред Ним, Он смотрел в Тору и создавал его. Книга Зоар, «Толдот»
Вдумайтесь: мира еще не было, а Тора уже была. И не в книгу Он смотрел, когда творил. Не книга была дарована народу Израиля у горы Синай. А что?
Тора – это всеобъемлющая программа развития, полное руководство к мирозданию. Это матрица, в которой все мы находимся. Ее не одолеешь, из нее не сбежишь. Но однажды, в какой-то момент взросления, заданный ею изначально, мы узнаем об этом. Не просто получаем информацию, а сознаем, где мы и что с нами происходит.
Так же ребенок после первых «бессознательных» лет начинает осознавать, что живет в огромном мире и этот мир требует его участия. В эволюции Человека тоже наступает такой момент, когда матрица выводит его из младенческого забытья. Он расстается с колыбелью, с детской комнатой, открывает дверь дома и выходит за порог.
В этот миг все меняется: мир обретает объем, звучание, краски, смысл. Оказывается, что жизнь – это путь, у которого есть нетленная цель, и идти к ней мы можем осознанно, по собственному выбору, вместе. Теперь уже не только матрица воздействует на нас, но и мы воздействуем на матрицу.
Так мы знакомимся с общей программой и с той силой, которая приводит ее в действие. Несколько тысяч лет назад человечество дотянулось до этого уровня. Люди, назвавшие себя каббалистами, открыли единую систему реальности, начали изучать ее законы, подключаться к ней, описывать ее.
Постигая Тору, они создавали книги, отражающие ее свойства и закономерности, а главное – направление, которое она для нас задает. Они видели общую картину, понимали общий процесс – так же как мы понимаем общие этапы роста младенца, который только-только появился на свет.
Прежде чем был создан мир, Тора предварила его на две тысячи лет. Книга Зоар, «Трума»
Так было когда-то: на пике постижения Программы целый народ сознательно жил по ее законам в реальности, намного более широкой, чем наша.
Но однажды все исчезло. Народ распался, упал со своей высоты – и вместе с ним обрушились надежды для всего мира. Тогда-то Тора и стала всего лишь книгой, которая говорит, как жить на земле. Да, святой, особой книгой. Но уже не структурой мироздания, не методикой подъема над собой, не инструментом постижения единства мира.
Дверь закрылась, мы вернулись в детскую, где и пребываем до сих пор.
Глушение высоких частот
В ней 54 главы, 613 заповедей, 79976 слов, 304805 букв. За год ее целиком прочитывают в синагогах по главам. В ней записана история еврейского народа и его лидеров, от патриархов до Моше. Вавилонское столпотворение, земля, указанная Творцом Аврааму, скитания, египетское рабство, гора Синай, содрогающаяся в дыму и пламени…
Если так читать Тору, если так ее понимать, то в ней нет главного. Это обертка без начинки. В таком виде она оторвана от корней, спроецирована печатными буквами на стену нашего обыденного сознания и закреплена на ней под тегом «Священное писание».
Пропущенная через эгоистическое восприятие мира, Тора перестала быть Программой развития. Она не будоражит, не влечет, не развивает, не распахивает новые миры, не придает сил, чтобы познавать их, – а наоборот, успокаивает, убаюкивает. Для кого-то она традиция, для кого-то — свод незыблемых законов материального существования. Раньше она объединяла народ, а теперь разделяет, раскалывает, ставит людей по разные стороны баррикад.
Нет, это не Тора, не та сила, которая изменяет человека, которая из ограниченного, примитивного эгоизма выводит нас к жизни. Когда-то она звала вверх – теперь превращается в средство давления, заставляет, указывает, требует, ограничивает. Ее зазубривают наизусть, подтверждают историческими находками, идейно ниспровергают. Вокруг нее вьются религии, толпятся мистики и циники.
Ее цитируют философы, ее анатомируют ученые, ее пытаются раскодировать.
Она давно уже стала бестселлером всех времен и народов нашей детской. Ею потрясают те, кого сама она называет «домовладельцами» за нежелание выйти за порог, расстаться со своим «домом» ради чего-то большего.
Приходят мелкие, ограниченные люди и равнодушно пичкают нас всевозможными снадобьями, а самое главное – эликсир жизни – убирают подальше от глаз… чтобы задушить голос Творца, взывающего к нам из глубины души и наполняющего все миры: «Требуйте Меня и живите». Рав Кук
И когда настает великий праздник получения Торы, мы снова отвергаем ее, снова оставляем себе книгу. Пускай особую, пускай даже святую – но книгу, а не великую ткань мироздания, в которую мы равно вплетены, желая того или нет. Книгу, а не огромный мир, не величественную систему, которая вращается вокруг нас, потому что ради нас и была создана.
Мы отвергаем ее. Почему?Потому что она живет отдачей и учит нас тому же.
Яд на острие
Главный принцип постижения Торы – единство, «как один человек с одним сердцем». Книга «Маор ва-шемеш»
У Синая нам был дарован совместный доступ к общей системе, возможность осмысленно контактировать с ней, изучать ее, включаться в нее разумом и чувством. Код доступа – любовь к ближнему. Программный интерфейс – отношения с ближними, базирующиеся на отдаче. Тора призвана раскрыть комплекс воздействующих на нас сил и предоставить нам возможность грамотной, эффективной взаимосвязи с ними. Применяя Тору, мы выходим из детской, взрослеем, растем.
Трансформация эта происходит не в фантазиях, не в загробном мире, а здесь и сейчас, в подъеме над эгоизмом. И потому так просто проверить себя – получаем ли мы Тору, или паллиатив, отговорку? Критерий нагляден: как мы относимся друг к другу, так и используем Тору – в качестве лекарства или яда.
Судя по текущей ситуации, мы оказались в тупике, разрозненные, раздробленные, переругивающиеся – и принимающие это как должное. Не позитивная сила Торы сопровождает нас на пути к цели, а негатив собственного естества, привычный, но от этого не менее разрушительный.
А мир тем временем подрастает из пеленок и подходит к таким состояниям, что без мудрого воспитателя ему не справиться. Это только в теории человек способен трезво оценивать обстановку и делать верные выводы. А на деле страсти сильнее нас, и даже на краю бездны мы продолжим свои детские выходки. Такова наша природа.
Мудрецы приводят яркую и горькую метафору: видя ангела смерти с каплей яда на острие меча, человек подставляет рот и послушно глотает ее. Потому что не может иначе. Даже наш мудрый народ попадал в эту ловушку эгоизма и, кажется, снова готов пойти на заклание, если судить по распрям в стране и зарубежному еврейству. Для него Израиль становится ненужной обузой, от которой оно радо бы отделаться раз и навсегда.
Этого исхода нельзя избежать, если мы не получим Тору – если не станем поручителями друг другу, несмотря на гору сомнений и ненависти, что нависает над нами. И здесь лежит наш выбор. Ведь Тора, в отличие от «ангела смерти», срабатывает, только если мы того пожелаем. Если она нужна нам не на словах, а на деле, если в ней мы видим лекарство от разобщения, науку отдачи и правильного взаимодействия с общей системой.
Спеши любить
Все мы разные и по-разному смотрим на мир. Это нормально. Тора не требует отказа от принципов и убеждений. Ей не нужны искусственные социальные компромиссы. Она поднимает нас на тот уровень, где остаются только сердца и связь между ними. И тогда все сходится.
Торопись любить, ибо пробил час. Рабби Эльазар Азикри
Нет правых и виноватых. Мы все однажды оказываемся перед горой своей ненависти и перед необходимостью принять общее решение. Его суть – рождение Человека, рождение нового общества, нового отношения к жизни и друг к другу. Когда мы к этому устремимся, система поможет нам, поведет нас, ответит на наши вопросы. В противном случае она поставит нас перед фактами, поданными на острие меча.
И потому дело не в том, получим ли мы Тору. Получим. А дело в том, торопим ли мы любовь.
Комментарии
---------
Мудро об этом сказал рав Кук:
«Божественная истина бесконечна, а потому никакая ограниченная человеческая истина не может объять ее целиком, а каждая частная истина ухватывает лишь часть общей Божественной картины. И поэтому для того, чтобы продвинуться в моем понимании Божественного, в моей истине – я должен научиться у тебя той частице истины, которую ты видишь лучше меня. Поэтому я не только признаю твое право на истину, но и хочу понять тебя, хочу научиться у тебя и обогатить свою истину за счет этого познания»
см. "Злословие и свобода слова"
http://berkovich-zametki.com/Nomer11/baraz1.htm