Миф о неравноправии полов.
На модерации
Отложенный
Миф о неравноправии полов. В процессе распространения демократических ценностей гендерное равноправие, зафиксированное в отдельном законопроекте, зачастую воспринимается как необходимое условие для определения демократизации общества [1]. В то же время нельзя не отметить, что понятие «гендерное равноправие» довольно часто заменяют якобы синонимичным – «равноправие полов», а также «равенство полов». И хотя корректность последних выражений вызывает сомнение, эти словосочетания нередко можно встретить в серьезных статьях и даже исследованиях. Например: «Но эти же идеи о равенстве полов как мы все знаем, декларировались еще со времен советской власти…» [2], «После четырехлетнего обсуждения на рассмотрение парламента вновь поступит проект закона о равноправии полов» [3],«Какая пропасть разделяет теорию равноправия полов и применение этого права на практике…» [4]. Поиск по электронному каталогу выдает сведенья о том, что документов, содержащих словосочетание «равноправие полов» - 342 тысячи, а доку-ментов, содержащих словосочетание «равенство полов» - 736 тысяч. В этих условиях будет уместным задать вопрос о значении выражения «гендерное равноправие». Вызывает интерес и то, насколько корректно менять понятие «гендер» на понятие «пол» в сочетании с равноправием и равенством. Целью данной статьи является формулировка отличий гендерного равно-правия от словосочетаний «половое равноправие» и «половое равенство», а также разоблачение мифа о том, что существует возможность достижения ра-венства полов, и о том, что равноправие полов не соблюдается. Обратимся, прежде всего, к словарям. Уместно в этом случае воспользо-ваться электронными – для удобства поиска [5]. Из предложенных на элек-тронной странице 29 словарей представляют интерес: Словарь юридических терминов, Современная энциклопедия, Толковый словарь Даля, Англо-русский словарь Мюллера, Большой энциклопедический словарь, Психологический словарь, Словарь сексологии, Словарь терминов логики. Понятие «гендер» упоминается только в одном словаре – психологическом, в словосочетании «гендерная роль», где указывается и её синоним «половая роль» [6]. Становится очевидным, что обращение к общей литературе не даст результатов в поиске конкретного определения гендера. Философский словарь из электронной библиотеки по философии также этого определения не содержит [7]. Только поиск в каталогах по специальной литературе дает возможность выяснить, что «В английском языке это слово (гендер) обозначает грамматический род, который с полом не имеет ничего общего… Вопреки распространенному представлению, слово "гендер" заимствовали из грамматики и ввели в науки о поведении вовсе не американские феминистки, а выдающийся сексолог Джон Мани, которому при изучении гермафродитизма и трансексуализма потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств (Money, 1955). Затем оно было подхвачено социологами и юристами. При этом оно всегда было и остается многозначным» [8]. Согласно психологическому словарю: Гендерная роль (от англ. gender - род, пол) - набор специфически половых образцов поведения, которые ожидаются от мужчины и женщины. Синоним - половая роль. Анализируя полученную информацию, представляется верным понимать гендер как вид поведения, обусловленный теми общественными установ-ками (или ожиданиями), которые лингвистически относят субъект к мужскому или женскому роду. Или: гендер – аспект поведения человека, влияющий на отнесение субъекта к мужскому или женскому грамматическому роду. С другой стороны «гендерное право» можно охарактеризовать как право субъекта на поведение, устанавливаемое для мужчин и право этого же субъекта на поведение, устанавливаемое для женщин. Гендерное право должно реализовываться в независимости от половой принадлежности субъекта. В таком случае нарушением гендерного права можно было бы считать отказ женщинам в гражданском праве на поведение, определяемое социумом как «мужское» или отказ мужчинам в гражданском праве на поведение, определяемое социумом как «женское». Здесь, конечно, необходимо указать, на чем основаны общественные установки и ожидания, и каковы признаки сугубо мужского и сугубо женского поведения. Представляется справедливым, что только после формирования хотя бы такой понятийной базы, можно приступать к составлению законопроектов о гендерном равноправии граждан. Понятие «равноправие» в словаре юридических терминов дается как «равноправие граждан». Равноправие граждан – один из основополагающих принципов конституционализма и элементов демократии, означающий официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений… [9]. Можно сделать вывод о том, что при установлении равноправия существенными признаками граждан становятся их права, свободы и обязанности. В свою очередь, признаки пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства и так далее – это ряд несущественных характеристик граждан. Итак, при установлении равноправия в государстве наряду с другими признаками пол не имеет значения, и поэтому, правом обладать не может. Употребление словосочетания «равноправие полов» - не корректно с точки зрения словарного понятия «равноправие» (граждан). С другой стороны, представляется весьма интересным смоделировать си-туацию, в которой призывы о равноправии полов были бы справедливы. Вероятно, так можно попасть в «мир» человека, который убежден в наличии полового неравноправия в обществе. Нарушением равноправия полов можно было бы назвать тот случай, когда субъект изгоняется из общества или придается казни в связи только с половой принадлежностью. Так нарушается естественное право живого организма на жизнь. В связи с тем, что пол – характеристика, прежде всего биологическая, то говорить о праве пола на жизнь (а от него в этом случае зависит жизнь всего организма) – справедливо. Община с культом уничтожения по половому признаку действительно нуждается в информации о том, что оба пола равны. Модель этого мира может выглядеть примерно так. Это община, предположим, мужчин, обязательно отшельников. Они поклоняются определенному богу (или богине), и одной из характерных черт этого культа является ненависть к женскому началу.
Тогда каждая женщина, попавшая (не важно каким образом) в общину будет лишена жизни в связи с наличием у неё других половых органов. И это действо не выйдет за рамки культа и не будет противозаконным. В этом случае справедливо говорить, что равноправие полов не соблюдается. Возможно, такой представляется современная действительность человеку, убежденному в том, что существует угроза «повсеместного полового неравноправия». В то время как наше общество действительное половое равноправие – обеспечивает. Проблема в этом случае заключается в следующем. Довольно распространенная фраза «борьба за половое равноправие» несет смысловую нагрузку, благодаря которой становится возможным латентное распространение определенного мифа, демонстрирующего современный социум в виде той самой общины сумасшедших, которые не знают о равноправии полов перед лицом природы. Это значит, что одна из половин человечества (чаще всего именно мужская) представляется в качестве агрессора и даже своевольного палача для другой половины (соответственно, женской). Действительность же – не такова. Именно поэтому теории, содержащие в своем названии или тексте сочета-ние слов «равноправие полов», не будут восприниматься серьезными критиками. С одной стороны, это выражение неграмотно, с другой стороны – оно есть формулировка мировоззренческого мифа, способного сегодня, благодаря масштабам своего распространения, реально разжигать вражду между представителями разных полов. Если и есть какие-то особые отношения между мужчинами и женщинами, возникающие при реализации гендерного права, то это не равноправие, а паритет полов. Это тот случай, когда две стороны межполовых социальных отношений на уровне коммуникации выказывают взаимное уважение и заявляют об отсутствии претензий к половой принадлежности другого человека. Гендерное равенство, помимо этого, предполагает еще и ситуации, когда субъекты одной половой принадлежности также не имеют права дискриминировать друг друга на основании половых признаков. Хотелось бы отдельно остановить внимание на словосочетании «половое равенство». Согласно толковому словарю В.Даля: РАВНЫЙ чему, с чем, одинаковый, один, во всем подобный, относительно величины, количества, качества, свойств [10]. Большой энциклопедический словарь трактует так: РАВЕНСТВО - в логике и математике - отношение взаимной заменяемости объектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а = b) [11]. Словарь терминов логики определяет: Отношение Равенства позволяет заменять одни и те же объекты, построенные различным образом, друг на друга в различных контекстах (правило подстановочности) [12]. Итак, словосочетание «равенство полов» буквально означает, что если мужской пол не имеет возможности справиться с задачей, то её может выполнить – женский и наоборот. Если по каким-то причинам совершить замену невозможно, то необходимо выдвигается лозунг «за равенство полов» или демонстрируется протест против неравенства полов. Бессмыслица заключается в том, что равенство предполагается установить между полами, в то время как половые задачи мужского и женского организмов анатомически заданы абсолютно разные, не тождественные, неравные. Мужской организм не может выносить и родить ребенка, женский организм не способен на семяизвержение, женская половая клетка не может двигаться с той же скоростью, что и мужская – организмы в целом зачастую выполняют различные функции. В конце концов, благодаря именно половым особенностям организмов у мужчин и женщин различное строение тел (формы, размеры, кожа, волосяной телесный покров…). Таким образом, словосочетание «половое равенство» с точки зрения словарных значений имеет только один смысл – оно представляет собой образцовое логическое противоречие. Не существует такой ситуации, в которой естественное, наполненное смыслом и потенциалом неравенство полов, уместно было бы пытаться устранить. Утверждать же, что половое равенство возможно – все равно, что предполагать ситуацию, для которой выражение «0 = 1» будет истинно. Итак, нет сомнения в том, что установление гендерного равноправия (закон) и паритета полов (мораль) говорит о демократизации общества. Реализация гендерного права дает возможность субъекту свободно осуществлять миграцию в пределах мужского и женского родов из одной роли – в другую. В условиях постоянной межполовой коммуникации эту возможность человек реализует почти автоматически. Так стирается грань между спецификами поведений, и возникают необходимые для взаимопонимания условия разумного, «бесполого» общения, а значит общения «на равных». В этом случае процесс отождествления человека с его полом не играет большой роли и проходит достаточно скрыто. Нельзя также не говорить сегодня о том, что существует опасность наме-ренного высевания вражды на основании разнополости субъектов гендерного права. Эта опасность исходит от фанатично-настроенных неграмотных граждан, злоупотребляющих правом на свободу слова. Благодаря им не только в академической среде, но во всех сферах общественной жизни (в том числе и в семье) развивается миф о несоблюдении в нашем обществе равноправия полов. А также распространяются противоречивые сведенья о виде социальной несправедливости под названием “неравенство полов”. Литература: [1] Организация Объединенных Наций – Декларация о ликвидации дис-криминации в отношении женщин – провозглашена резолюцией 2263 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 7 ноября 1967 года. Амстердамский договор – в 1997 году страны-члены ЕС подписали дого-вор, одно из положений которого принуждает стороны к соблюдению гендерного аспекта в политике. [2]Статья «Гендерная политика в Украине» от 3 сент. 2007г. http://h.ua/story/56941/ ссылка сделана 22.11.2007. [3]Статья «Закон о равноправии полов обретет силу закона» от 5.12.2003 http://www.sm.ee/rustxt/pages/goproweb0685 ссылка сделана 22.11.2007. [4]Статья «Теория и практика равноправия полов в Европе» от 02.10.2002. http://www.zarplata.ru/n-id-11445.html ссылка сделана 22.11.2007. [5] http://dic.academic.ru/ushakov.php ссылка сделана 22.1.2007 [6] http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/400 ссылка сделана 22.1.2007 [7] http://filosof.historic.ru/enc/index4.shtml ссылка сделана 22.11.2007. [8]Статья «Пол и гендер. Заметки о терминах» Сексология. Персональный сайт И.С.Кона http://sexology.narod.ru/publ037.html ссылка сделана 22.11.2007. [9] http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17790 ссылка сделана 22.11.2007. [10] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/343414 . ссылка сделана 22.11.07
Комментарии
Читаемость текста потерялась.
Комментарий удален модератором