Третий "Рамштайн"

На модерации Отложенный

Как усилить военную поддержку Украины — этот вопрос обсудили в среду представители более чем 40 стран, собравшиеся в Брюсселе. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, члены альянса полны решимости передать Киеву новые партии оружия, включая тяжелую технику и дальнобойные системы. На этом фоне США объявили о выделении Украине дополнительной военной помощи в размере $1 млрд. В МИД и Совбезе РФ тем временем дали понять, что подобные действия Запада считают деструктивными: они «лишь искусственно затягивают конфликт, а также приводят к дополнительным человеческим жертвам».

Контактная группа по обороне Украины, созданная в апреле по итогам переговоров на авиабазе Рамштайн в Германии, провела в среду очередную встречу — на этот раз в Брюсселе. Главной темой стали перспективы поставок Киеву тяжелых вооружений. Костяк группы составляют страны НАТО (всего их сейчас 30). Но участников встречи, как сообщили в Североатлантическом альянсе, было «около 45».

В распространенном пресс-службой НАТО заявлении по итогам переговоров было отмечено: генсек Йенс Столтенберг приветствует новые обещания стран альянса передать Киеву дополнительные партии оружия, включая тяжелую технику и дальнобойные системы. «Генсек подчеркнул, что страны НАТО привержены продолжению поставок военной помощи Украине, которые ей необходимы, чтобы победить»,— говорится в сообщении.

Задержки в поставках западных вооружений или даже отказ от предоставления тех или иных видов оружия — одна из самых обсуждаемых сейчас тем в Киеве. Украинские политики, включая президента Владимира Зеленского, даже позволяли себе открытую критику своих партнеров по этому поводу. Особенно жесткая риторика звучит в адрес Германии — в вину ей, кроме не слишком быстрых поставок, ставят сохранение экономических связей с Россией.

«Шольц (канцлер ФРГ Олаф Шольц.— “Ъ”) и его правительство должны принять решение: не должно быть никаких попыток сохранить равновесие в отношениях между Украиной и Россией»,— заявил 14 июня господин Зеленский в интервью немецкому телеканалу ZDF.

Не стесняется в выражениях и посол Украины в Берлине Андрей Мельник. «Многие украинцы уезжают (из Германии.— “Ъ”) уже давно. Сейчас больше человек покидают эту страну, чем приезжают к вам. И я думаю, что вам стоило бы подумать о причинах. Когда я слушаю эту дискуссию, то понимаю, почему многие не хотят оставаться,— сказал он на конференции, которую организовала газета Bild.— Не нам оценивать, хотите ли вы нас поддерживать или нет. Что я хочу сказать, так это то, что война будет рано или поздно окончена. После этого многие будут ставить себе вопрос, кто был на нашей стороне».

Власти Германии, в свою очередь, пытаются объяснить задержки поставок тем, что украинские офицеры еще не прошли подготовку по применению немецкого оружия.

«Речь идет о действительно тяжелом вооружении,— сказал Олаф Шольц 13 мая.— Вы (Украина.— “Ъ”) должны быть в состоянии использовать его. Прямо сейчас в ФРГ идет обучение. Было бы ошибкой просто доставить Panzerhaubitze 2000 — один из самых современных видов оружия, с самыми большими артиллерийскими возможностями в мире, без каких-либо инструкций и обучения».

Комментируя претензии Украины, господин Шольц выразил пожелание, чтобы «тот, кто выражает мнение по тому или иному поводу, думал дважды».

О полномасштабной поддержке Украины как в военном, так и в дипломатическом противостоянии в очередной раз заявили в среду и США. Глава Пентагона Ллойд Остин назвал брюссельские переговоры «очень продуктивными», отметив: прозвучали «важные объявления» о дополнительных поставках Киеву. В числе заявивших о помощи министр обороны США упомянул Нидерланды, Канаду, Словакию и ФРГ. «Германия объявила сегодня о том, что передаст три системы залпового огня и боеприпасы для ракетных комплексов залпового огня»,— уточнил, в частности, господин Остин.

Тем временем госсекретарь США Энтони Блинкен по телефону обсудил с главой МИД Украины Дмитрием Кулебой «шаги, направленные на то, чтобы ускорить доставку тяжелых вооружений и укрепить украинскую экономику, а также усилия, направленные на обеспечение того, чтобы украинская сельскохозяйственная продукция поступала на международные рынки».

Незадолго до этого господин Блинкен пояснил позицию Вашингтона в интервью телеканалу РВS. «Мы полны решимости дать Украине то, что ей нужно, чтобы совладать с этой агрессией и в конечном счете укрепить ее позиции на любых переговорах, когда они случатся»,— заявил он. Однако от прямого ответа на вопрос, поддержит ли Вашингтон идею территориальных уступок, если это поможет остановить конфликт, дипломат ушел: «Будущее Украины определяют сами украинцы. В конечном счете эти решения будут приниматься демократически избранным правительством, включая президента Зеленского».

На этом фоне президент США Джо Байден в среду объявил о новой помощи Украине — $1 млрд на оборону, $225 млн — в качестве гуманитарной помощи.

Господин Байден сообщил о решении США в разговоре с президентом Зеленским. Ллойд Остин конкретизировал: «Новый пакет включает в том числе управляемые боеприпасы для реактивных систем залпового огня (РСЗО), еще 18 гаубиц M777 и тактические транспортные средства для их буксировки, а также 36 тыс. снарядов калибра 155 мм. Этот пакет также включает $650 млн в рамках инициативы по содействию безопасности Украине, что поможет ей защитить себя с помощью двух дополнительных систем береговой обороны "Гарпун" и 1 тыс. радиостанций для засекреченной связи, приборов ночного видения, тепловизионных систем и других оптических приборов». Также в среду было объявлено, что ранее обещанные Киеву американские РСЗО HIMARS будут переданы ему к концу этого месяца.

Реакция Москвы на подобные заявления и шаги остается предельно жесткой. По словам замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, своими действиями западные страны уничтожают любую возможность диалога между Москвой и Киевом. «Если Зеленский и его команда не готовы к переговорам и все те, кто стоит за ним, настроены продолжать свою бездумную, а точнее сказать безумную накачку Украину вооружениями — это их выбор. Это печально, трагично, но мы не можем отступить»,— заявил замминистра в эфире телеканала «Россия 1».

«Россия заинтересована в скорейшем достижении политико-дипломатических договоренностей, которые бы позволили прекратить боевые действия (на Украине.— “Ъ”)»,— заверил, в свою очередь, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, выступая на 12-й встрече высоких представителей государств БРИКС, курирующих вопросы безопасности. Он, как и Сергей Рябков, обратил внимание на то, что «переговоры Москвы и Киева в настоящее время заморожены украинской стороной». И добавил: «Именно деструктивные действия США, Англии и их союзников привели к прекращению российско-украинского диалога. Одновременно западники рассчитывают оказать давление на Москву, продолжая наращивать поставки вооружений на Украину и усиливать санкционное давление. Такие действия контрпродуктивны. Они лишь искусственно затягивают конфликт, а также приводят к дополнительным человеческим жертвам и разрушениям».

По мнению белорусского военного аналитика Александра Алесина, даже самые крупные поставки западных вооружений не смогут переломить ситуацию на фронте.

«До начала российской операции численность танков и артиллерийских стволов в армии Украины исчислялась не сотнями, а тысячами,— напомнил эксперт.— Если сейчас значительная часть этой техники выбыла из строя, то восстановить эти потери за счет поставок из-за рубежа вряд ли будет возможно. У стран НАТО нет ни запасов вооружения, ни военно-промышленного комплекса, который работал бы в режиме военного времени. Поставить требуемый Украине объем они смогут разве что за год, но не факт, что к тому времени это будет еще актуально. К тому же есть серьезные проблемы с унификацией оружейных систем. Даже старые танки Т-72, собранные в Чехословакии и Польше, серьезно отличаются друг от друга, а в бою это может стать критичным». Наконец, по словам господина Алесина, главную уязвимость Украины составляет не нехватка танков и артиллерии, а отсутствие надежной системы противовоздушной и противоракетной обороны: «Российская армия контролирует воздушное пространство, поэтому значительная часть западной техники будет уничтожена на пути от железнодорожной станции выгрузки до линии фронта».