Николай Платошкин о министре Силуанове

На модерации Отложенный

Николай Платошкин о министре Силуанове

 

Антон Силуанов давно работает в правительстве. Его деятельность критикуют не только сторонники социализма, но и, например, национал-патриоты вроде Михаила Хазина, Николая Старикова или Сергея Кургиняна. В чем причина? Николай Платошкин о том, за что критикуют Силуанова.

 

Николай Платошкин

Антон Силуанов

Антон Силуанов родился в семье советских финансистов, по образованию он также финансист. Карьера началась еще в советские годы. С 1985 года он уже работает экономистом в Министерстве финансов РСФСР.

Ключевой момент в биографии Силуанова — это распад СССР. Он полностью поддержал курс на рыночные реформы, принял программу МВФ, идеи Егора Гайдара, то есть стал поддерживать не те идеи, в которые верил в годы существования СССР.

Дальнейшая карьера Силуанова: работа в Министерстве финансов на разных должностях. Из-за того, что он поддерживал неолиберальный курс, он рос по карьерной лестнице (противники неолиберализма в те годы не могли там работать). Лучше всего на его карьере сказалась связь с МВФ, так как со временем Силуанов стал представителем МВФ в России, сторонником рекомендаций МВФ, суть которых сводится, если кратко, к тому, что государство должно уходить из экономики, а для этого нужна приватизация, отказ от регулирования.

 

Антон Силуанов (сотрудник Минфина)

Силуанов как министр

В 2011 году Антон Силуанов стал министром финансов, а также он стал Управляющим от Российской Федерации в МВФ. Таким образом Силуанов в правительстве продвигал экономические рекомендации МВФ или как минимум рекомендации похожие на рекомендации МВФ.

Что поддерживает Силуанов? Он поддерживает бюджетное правило, согласно которому значительная часть свободных средств России идет в резервы вместо того, чтоб их вкладывали в экономику, сельское хозяйство.

Силуанов последовательно отстаивает идею, что саморегулируемый рынок лучше регулируемого рынка. Он считает своим достижением, что в свое время он добился для иностранных инвесторов свободное движение капиталов, за что его хвалили, в том числе иностранные финансовые издания.

С точки зрения экономического подхода Силуанов — это сторонник неолиберализма. Идейно он по взглядам мало чем отличается от Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Из-за этого его и критикуют. А Силуанову критика, скорее всего, безразлична, потому что он не участвует в выборах, а просто занимается финансами.

 

Антон Силуанов (министр финансов)

Почему Силуанов остался министром

Николай Платошкин отмечает, что Силуанов до сих пор остается министром финансов по той причине, что постсоветская Россия выбрала путь — неолиберализм. Долгие годы доказывалось, что нет никаких альтернатив, критиковали и социализм, и любое вмешательства государства в экономику.

Эту идею разделяли практически все высшие чиновники, поэтому они вряд ли могут сказать сразу, что весь этот период с точки зрения развития экономики — одна большая ошибка. Если они это признают, то тогда возникнут вопросы: а разве эти люди компетентны?

Да и еще нужно добавить, что за эти долгие годы, конечно, люди находят различные оправдания такому подходу в экономике. И, что важно, несмотря на события последних лет, все равно неолиберальный курс сохранен.

 

Министр Силуанов

Антон Силуанов не является белой вороной в правительстве, он поддерживает такие же взгляды в экономике, как и большинство членов правительства. Тот же Михаил Мишустин, например, поддерживает точно такие же взгляды, что никогда не скрывалось.

Николай Платошкин убеждён в том, что Антон Силуанов и его единомышленники никогда не смогут добиться реального развития экономики, потому что они против того, чтоб государство занималось этим вопросом, они уверены, что когда-нибудь частный бизнес все сделает так, что начнется рост экономики. А почему этот самый частный бизнес еще этого не сделал? Их логика такая: потому что еще не все приватизировано, потому что еще есть государственное вмешательство в экономику. Однако они забывают о следующем противоречии: государственное вмешательство в экономику есть в Китае, США, Германии, Японии, Южное Корее. Оно там больше, чем в России. Меньше государственного вмешательства в Сомали, но вряд ли это то, к чему стоит стремиться.