Прагматизм. Джемс и Дьюи

На модерации Отложенный

Итак по Пирсу чкеловеку находится в пределах своего собственного опыта, его ум  - инструмент его надежд, и он  не может выйти за эти пределы.  Идеи прагматизма развивали Уильям Джемс (1842—1910) и Джон Дьюи (1859—1952).

Джемс воспитывался в религиозной семье и был скорее психологом чем философом. Он не скрывал свою враждебность к материализму, свою философскую концепцию он называл «радикальным эмпиризмом», он объявил основой мира «чистый опыт» и выдвинул тезис о «воле к вере» поскольку вера дает человеку эмоциональное удовлетворение.

 Усилием воли и разума мы выделяем из «чистого опыта» отдельные сгустки, которые становятся для нас пластичной, поддающейся нашим усилиям реальностью. Понятие «опыт», по Джемсу, включает в себя не только все виды человеческой деятельности и научных экспериментов, но и сны, галлюцинации, религиозные чувства, все, что может переживаться.

Джемс считал, что «поскольку религиозные идеи вносят в жизнь успокоение и надежду, то они имеют ценность и будут истинны в мере своей пригодности для этого». ( Прагматизм. СПб., 1910, С.50).  Отсюда не следует, что Джемс «преблагополучно выводит бога без всякой метафизики и без всякого выхода за пределы опыта», в чем его обвинил Ленин. (ПСС.т.19, С.353).  Но следует подчеркнуть что  Джемс говорил о пригодности верований и не делал никаких выводов о существовании богов.

 Джемс путает истинность с полезностью. Он утверждает, что человек не подчинен необходимости и волен выбирать любую линию поведения, поэтому мир может быть улучшен усилием каждого индивида.

Он отнюдь не пребывает в библейском смирении и считает, что успех в жизни целиком зависит от энергии и воли личности. Каждый кузнец своего счастья, добиваться которого человек может (в рамках закона и морали) любыми доступными средствами.

История, убеждён он, определяется не толпой, а волей и инициативой выдающихся личностей, за которыми послушно следуют массы.

Философия Джемса была популярна в первой четверти 20 века в США: она легко усваивалась, была созвучна американскому духу предприимчивости. Однако в конце 20-х годов прагматизм Джемса уступил место обновлённой разновидности прагматизма - инструментализму Джона Дьюи.

 

Джон Дьюи претендовал на создание «научной философии демократического общества», которая противостояла бы марксистскому мировоззрению и препятствовала бы  распространению марксизма в США. Он считал науку не просто средством познания мира, а методом, обеспечивающим успешное поведение человека в мире, Он тверждает, что в процессе познание мы не имеем дела с реальностью самой по себе, так как познание есть активное вмешательство в познаваемое явление.  Существовать – значит иметь возможность быть объектом исследования. Жизнь ставит человека в различные затруднительные ситуации, в которых он не знает, как себя вести. Задача мышления – преобразовать «проблематическую» ситуацию в решенную. Этой цели и служат различные научные идеи, понятия, законы.

Наука — это своего рода ящик с инструментом, из которых эмпирическим путем исследователь выбирает те из них, которые оказываются наиболее полезными в данных конкретнаъ  обстоятельствах. Поэтому философию Дьюи и называют инструментализмом.