Три штиля пропаганды. О чем говорят на российском ТВ

На модерации Отложенный


Артист в костюме Петра I во время празднования Дня защитника Отечества. Мурманск, Россия. 23 февраля 2017 года. Фото: Лев Федосеев / ТАСС / Forum

Пропагандистская машина целыми днями работает на износ. Поддерживать высокое качество своих материалов телевизионщики уже не могут: не хватает сил, желания и смыслов. Журналисты начинают ругаться, повторяться и просто безбожно врать. Арсений Веснин каждую неделю следит за тем, о чем молчат и говорят на российском ТВ, а в этот раз, последовав примеру Ломоносова, разделил нынешнюю телепропаганду на три штиля.

ВЫСОКАЯ ПРОПАГАНДА

Денег — соответственно, и технических средств — для создания пропагандистских телесюжетов у отечественных журналистов хватает. Картинка красивая, компьютерная графика на уровне, звук тоже никогда не подводит. Со второй составляющей — идейным наполнением — дела обстоят сложнее. Три месяца войны истощили не только военные силы стороны, но и пропагандистское топливо. 24 часа в сутки объяснять россиянам, что война — это мир, дело непростое. Нужны исторические аналогии, концепции, новизна. Но порой календарь вместе с администрацией президента подкидывают подарки, в которые журналисты вцепляются мертвой хваткой.

Эта неделя, к примеру, прошла под знаком юбилея Петра I. Личность основателя российской империи, конечно, никого не волновала, его судьбу по телевизору использовали только ради одного — прославления Владимира Путина и войны с Украиной. Зато с аналогиями, картинками и цитатами.

 

 

«Исторические аналогии здесь порой дословные. Дипломат Андрей Матвеев от имени Петра передал английской королеве Анне, что Россия ведет войну не с целью захвата шведских земель и городов, а за возвращение своих исконных владений. Но в ответ Запад поднял антирусский «информационный шторм». От Петра требовали немедленно капитулировать, в европейских газетах писали о зверствах русской армии и ее ужасающих потерях. Русские, разумеется, описывались как варвары и орда, с которой борется просвещенная Европа.

Антироссийским хором дирижировала Англия», — рассказывает журналист о выставке, посвященной Петру. О первом императоре забывают через минуту, дальше мы узнаем о столетней истории русофобии.

Конечно, приглядевшись, здесь сразу можно увидеть жуткий провал: ни разу ни один «эксперт» не упомянул, что союзниками России в Северной войне были и Речь Посполитая, и Дания, и Саксония, и Молдавия, и Черногория, и даже Пруссия. Сегодня Россия находится в совсем другом положении.

Средняя пропаганда

Большую часть телеэфира занимает самая обычная плохо подготовленная пропаганда. С экранов бесконечно ругают США и Британию, рассказывают о подвигах русских солдат и обвиняют украинцев в безумных злодействах. Европа на самом деле стонет под американским гнетом, рассказывают нам на «России 1».

 

Безумные конспирологические теории, которые внезапно вышли на государственный уровень, также транслируются еженедельно. Биолаборатории, попытка выпустить чуму и обвинять в этом Россию, — обычный информационный шум домохозяек, готовящих ужин для своей семьи.

НИЗКАЯ ПРОПАГАНДА

Готовить сюжеты о плохой Америке, ужасной Украине и великой России порой у пропаганды, кажется, уже нет сил. Да и не всегда именно такой язык нужен телезрителю, считают в Останкино. В этот момент на экране появляется Артем Шейнин. Он называет украинцев «шушерой» и «хероями», англичан — «бритишами». Также Шейнин прямо говорит, что им всем место в аду.

 

 

Вторит Шейнину и один из главных пропагандистов Владимир Соловьев. Потеряв свои европейские владения, он, кажется, обиделся. “Набор идиотов, хамов и негодяев”, — вот так, к примеру, он отзывается о правительстве Германии.

С трудом ему удается пережить арест виллы на озере Комо: в одном из последних выпусков своей программы Соловьев предложил расширить границы России до Италии, чтобы он вновь вернулся к комфортной жизни.