Швейцария больше 20 лет назад избавилась от свалок. Можно ли повторить ее путь?

На модерации Отложенный

Швейцария больше 20 лет назад избавилась от свалок. Можно ли повторить ее путь?

 

 

Швейцарец производит 700 кг мусора в год. Для сравнения, в России этот показатель — 400–500 кг. При этом в Швейцарии с 2000 года запрещены полигоны для захоронения отходов. Весь мусор тщательно сортируют, затем перерабатывают или сжигают и таким образом получают энергию. Рассказываем, как стране удалось выстроить уникальную систему обращения с мусором.

Как все начиналось

До 1955 года весь мусор в Швейцарии вывозили на свалку. Дошло до того, что не осталось площадей под мусорные полигоны — территория всей страны занимает всего 41 285 кв км. Свалки не только занимали много места, но и загрязняли почву и грунтовые воды.

В 1955 году в Швейцарии начали менять систему обращения с отходами. Для начала издали закон об охране вод, который запрещал хоронить мусор, потенциально опасный для грунтовых вод. В стране построили мусоросжигательные заводы и установки для компостирования, создали контролируемые свалки. Появились новые проблемы. К примеру, из-за сжигания мусора в воздух попадали вредные вещества — кадмий, ртуть и соляная кислота.

Во второй половине 1980-х в стране выпустили руководство по управлению отходами. Решили, что способы борьбы с мусором должны быть экологически безопасными, отходы нужно утилизировать и перерабатывать, а если это невозможно — хоронить на монополигонах.

В 2000-м от полигонов и вовсе отказались, и оставили только две стратегии: переработка или сжигание. Государство не финансировало систему работы с мусором, ответственность легла на компании и обычных жителей. Так возник принцип «загрязнитель платит».

Как выбрасывают мусор в Швейцарии

В 1990-х в стране появились спецмарки, в стоимость которых включили налог на отходы. Нужно было отдельно покупать их и клеить на тару, в которой выбрасывали мусор. Затем марки заменили на специальные пакеты.

Так система работает и сейчас. Сначала мусор надо разделить: бутылки сложить в один пакет, бумагу во второй, стекло в третий, а пищевые отходы — в спецпакет, а затем — в предназначенный для них бак.

Контейнеры для раздельного сбора в Швейцарии найдете повсеместно.

Упаковка пакетов для мусора обойдется вам в 7–38 швейцарских франков в зависимости от размера и количества (примерно 47–255 рублей за один пакет). Можно не сортировать, а выкидывать все в одном пакете, но это будет дорого обходиться.

Если выбрасывать отходы неправильно, в Швейцарии вам назначат штраф в 300 франков (до 22 500 руб.). Есть специальная мусорная полиция — сотрудники открывают неправильно выброшенные пакеты и находят нарушителя по их содержимому.

Как устроена система переработки отходов в Швейцарии

По всей стране можно найти специальные пункты приема отходов, куда жители сами привозят различный мусор — от мебели до упаковок из-под молока.

Также действуют 30 комплексов по переработке отходов. Они превращают более половины всего мусора в сырье для новых товаров, а остальное сжигают.

В огонь отправляется мусор, который сложно разделять и нельзя использовать повторно. Его превращают в топливо для заводов: выделяющееся при горении тепло используют для выработки электроэнергии и обогрева зданий.

Можно ли повторить опыт Швейцарии в России?

4 млн гектаров занимают свалки в России — это сопоставимо с территорией Швейцарии. Каждый год территория под полигоны увеличивается. Это самый простой и дешевый способ избавляться от мусора, но далеко не самый экологичный.

В России переработка мусора пока не является высокоприбыльным бизнесом: высокая стоимость логистики, сложности со сбором сырья для постоянной загрузки оборудования, низкие доходы населения. Для развития отрасли нужна господдержка и принятие законов, обязывающих производителей упаковки в дальнейшем ее перерабатывать.

«В России на переработку отправляется 5–7% отходов, в то время как в европейских странах — 60%. Постепенно и мы сможем прийти к этим цифрам. Я считаю, что для этого важно прививать с детства экологические привычки по сортировке отходов», — говорит Наталья Пирогова, эколог, генеральный директор ООО «ЭкоАудит».